Консалтинговая компания JetNet выпустила отчет о состоянии вторичного рынка деловых самолетов и вертолетов в декабре и в течение всего 2013 года
Консалтинговая компания JetNet выпустила отчет о состоянии вторичного рынка деловых самолетов и вертолетов в декабре и в течение всего 2013 года.
В течение всего 2013 года в самолетных сегментах вторичного рынка наблюдалась тенденция по уменьшению относительного количества выставленных на продажу воздушных судов. При этом, по-прежнему ситуация характеризуется как «рынок покупателя», но количество сделок в сегменте бизнес-джетов растет, а экономика, наконец, растет такими темпами, которые дают уверенность в восстановлении роста деловой авиации.
По данным JetNet в 2013 году на вторичном рынке деловой авиации зафиксировано более 5700 сделок купли-продажи. И только сегмент газотурбинных вертолетов показал небольшой рост выставленного на продажу флота, а остальные сегменты снизились по сравнению с декабрем 2012 года.
Ключевые показатели вторичного рынка (декабрь 2013 к декабрю 2012 года, и 2013 против 2012 года)
Относительные запасы воздушных судов продолжают снижаться:
- Количество бизнес-джетов в продаже было на уровне 12,5% (снижение на 0,9% с 13,4%);
- Турбовинтовые самолеты – 7,7% (снижение на 0,6% с 8,3%);
- Газотурбинные вертолеты – 6,4% (рост на 0,3% с 6,1%);
- Поршневые вертолеты – 6,0% (снижение на 0,1% с 6,1%).
Количество сделок купли-продажи характеризовалось разнонаправленной динамикой, и только сегмент бизнес-джетов показал рост:
- Продажи бизнес-джетов выросли на 0,6%;
- Турбовинтовые самолеты показали снижение числа сделок на 8,8%;
- Оба вертолетных сегмента показали падение продаж: газотурбинные на 11,8%, а поршневые на 13,5%.
Среднее время экспозиции на рынке все еще остается на очень высоком уровне: все сегменты рынка в конце года показали снижение времени продажи, за исключением бизнес-джетов, которые экспонируются на 20 дней дольше.
Средние цены на рынке:
- Бизнес-джеты и турбовинтовые самолеты подорожали на 10,7% и 5,9%, соответственно;
- Газотурбинные и поршневые вертолеты подешевели на 2,5% и 1,3%, соответственно.
Так как рынок бизнес-джетов является ключевым в деловой авиации, эксперты JetNet уделяют ему более пристальное внимание. Вот какие ключевые события произошли в этом сегменте с 2005 года.
Во-первых, в течение последних 9 лет рынок остается «рынком покупателя», который характеризуется относительным количеством выставленных на продажу самолетов в 10 и более процентов от активного флота.
Во-вторых, после нескольких лет рекордных продаж и роста стоимости воздушных судов, в 2008 году «пузырь» наконец лопнул на фоне мирового экономического коллапса. С 2007 года наблюдалось значительное увеличение выставленных на продажу бизнес-джетов: на 973 (или 60%) в 2008 и на 1147 (или 70%) в 2009 году. Этот рост достиг своего пика в 2009 году.
В-третьих, относительное снижение запасов, начавшееся в конце 2010 года, в абсолютных цифрах на протяжении последних четырех лет остается практически без изменений. Процентное уменьшение выставленных на продажу самолетов произошло в результате роста активного флота, который увеличился с 17118 бизнес-джетов в 2009 году до 19478 в 2013 году.
Тем не менее, 2013 год стал рекордным по количеству сделок купли-продажи реактивных деловых самолетов. Было зафиксировано 2303 сделки, что превысило предыдущие рекорды в 2007 г. (2181 сделки) и в 2012 г. (2289). Однако другие сегменты вторичного рынка не показывают подобных результатов. Здесь наблюдается уменьшение продаж и нестабильная динамика цен.
При сравнении вторичного рынка 2013 года с 2012-м по весовым категориям бизнес-джетов видно, что легкие джеты стали единственной категорией, показавшей снижение сделок (на 39 или 4,2%). В других классах продажи только росли по сравнению с 2012 г. (тяжелые на 37 сделок или 5,7%, а средние на 14 или 2,3%).
Подтверждением хороших данных на вторичном рынке бизнес-джетов являются и показатели ВВП США. По данным Бюро экономического анализа, реальный валовой внутренний продукт Соединенных Штатов в четвертом квартале 2013 года увеличился в годовом исчислении на 3,2%, а в третьем квартале реальный ВВП вырос на 4,1%. Рост ВВП – это очень хорошая новость, так как, по мнению JetNet, его уровень выше 3,0% - необходимый минимум для развития бизнес-авиации.
Резюмируя итоги 2013 года, эксперты JetNet считают, что вторичный рынок продолжает оставаться очень активным. В 2014 году вновь есть поводы для оптимизма, и компания надеется на продолжение позитивных тенденций, наряду с улучшениями в мировой экономике. Но пока на рынке диктует условия покупатель.