Особенности кризисного трафика в Украине


Снова и снова бизнес-авиация оказывается жизненно важным инструментом в ситуациях, когда нормальная жизнь превращается в хаос

Снова и снова бизнес-авиация оказывается жизненно важным инструментом в ситуациях, когда нормальная жизнь превращается в хаос. Так уже было в 2010 году, когда исландский вулкан Эйяфьятлайокудль «поставил на колени» Европу с Северной Америкой, и операторы тяжелых бизнес-джетов занялись практически регулярными авиаперевозками. В начале 2011 года «арабская весна» распространяется по арабскому миру, и бизнес-авиация стала главным транспортом для выезда иностранцев из горячих зон. А сейчас в Европе разгорелся украинский кризис, и эксперты Avinode решили взглянуть на роль нашей отрасли в этом конфликте.

После нескольких месяцев протестов в Киеве движения Евромайдан, Украина оказалась на грани гражданской войны. Но самые судьбоносные события начались с 22 февраля 2014 года, когда  украинская Рада решила, что президент Виктор Янукович уже не в состоянии выполнять свои обязанности, а 24 февраля новыми властями был выдан ордер на его арест. Затем последовало несколько хаотических дней, и 1 марта украинский кризис принял новый драматический оборот, когда российские сенаторы разрешили президенту Путину применить войска для защиты русскоязычного населения Крыма.

И в Avinode решили проанализировать динамику спроса на деловую авиацию в течение всего украинского кризиса.

Когда президент Путин получил разрешение на применение армии на Крымском полуострове, эксперты Avinode ожидали увидеть те же шаблоны поездок, как во время арабской весны. Предполагалось, что многочисленные русскоязычные и иностранные граждане попытаются выбраться из Крыма и Украины в безопасные страны. Однако этого не произошло. На самом деле активность бизнес-авиации осталась на прежнем уровне. В течение 2013 года украинский ежедневный трафик находился на среднем уровне около пятидесяти вылетов, а в 2014 году среднее количество ежедневных рейсов насчитывает сорок один вылет.

1 марта, по данным Avinode, совершено 43 вылета, а 2 марта - 27. По сравнению со средними субботними значениями в 41 ежедневный рейс и средними воскресными в 46 рейсов, отклонений в эти даты не наблюдалось или даже вообще активность снизилась.

И хотя по большей части кризис не привел к аномальной активности в пределах Украины, в течение последних нескольких недель Avinode все-таки зафиксировал необычное поведение трафика. 19 февраля 2014 года, по данным Евроконтроля, из Украины совершено семьдесят вылетов бизнес-авиации, а 20 февраля было зарегистрировано 137 вылетов. И незначительное падение относительно этих цифр было на следующие дни, 21 и 22 февраля, в течение которых вылетело по 77 бизнес-джетов. В эти четыре дня активность бизнес-авиации значительно превысила среднее значение. Абсолютное большинство этих рейсов были выполнены из Киева в Донецк и из Киева в Москву. 

В течение всего 2013 года среднее количество рейсов бизнес-авиации из Киева в Донецк находилось на уровне 2,7, а с 1 января по 18 февраля этого года даже несколько снизилось, с 2,7 до 2,3. А дальше произошло что-то интересное. По данным Евроконтроля, 19 февраля на этом маршруте зарегистрировано девять рейсов деловой авиации, 20-го – 20 полетов, а 21-го – 7, то есть всего 36 рейсов.   

По семь рейсов были выполнены на Falcon 50 и Premier I, четыре – на Citation Excel/XLS, три – на Challenger 604/605, а остальные были поделены между Phenom, Mustang, Sovereign, Legacy и другими самолетами.