Показатель выручки почти достиг рекордного уровня 2008 года, однако количество поставок в 2013 г. вдвое меньше, чем в предкризисном году
Укрепление сегмента бизнес-джетов с большими салонами в 2013 г. позволило увеличить совокупную выручку производителей самолетов корпоративного класса до 23,4 млрд долл. Данные приведены в отчете Ассоциации производителей воздушных судов авиации общего назначения (GAMA). Показатель выручки почти достиг рекордного уровня 2008 г. (24,8 млрд долл.), однако количество поставок в 2013 г. вдвое меньше, чем в предкризисном году. Их количество по сравнению с 2012 г. выросло лишь на 4,3%, всего за прошлый год было поставлено 2256 (что существенно меньше рекордных 3970 единиц в 2008 г.) самолетов АОН. Рост, хоть и небольшой, отмечен во всех сегментах: поршневом, турбовинтовом и реактивном.
Наименее стабильным по-прежнему остается класс легких и средних бизнес-джетов, в то время как рынок бизнес-джетов с большими салонами продолжает укрепляться. Чемпионом по росту выручки стала компания Gulfstream, получившая от клиентов на 3 млрд долл. больше, чем в 2012 г. Bombardier и Dassault превысили показатели предыдущего года на 500 млн долл. каждый. А вот Cessna поставила на 25% меньше бизнес-джетов, чем годом ранее, что отразилось на выручке, сократившейся на 200 млн долл.
Среднелегкий сегмент по-прежнему страдает от низкого спроса и высокой конкуренции со стороны переполненного вторичного рынка, что сказывается как на ценообразовании, так и на остаточной стоимости самолетов. Некоторый рост наметился и в поршневом и турбовинтовом сегментах. Рост количества поставок поршневых самолетов на 2,7% (поставлено 933 ВС) связывают исключительно с повсеместным ростом спроса на учебно-тренировочные самолеты для подготовки пилотов коммерческой авиации. Турбовинтовой сегмент своим ростом на 10,4% (поставлено 645 единиц) обязан компании Beechcraft, увеличившей количество поставок на 52%.
Елизавета Казачкова
Источник: АТО