Технологии для предупреждения выкатывания воздушного судна за пределы ВПП


Каждую неделю по всему миру происходит как минимум два инцидента с воздушным судном при движении по ВПП. Статистика показывает, что выкатывания — постоянная проблема и их число не уменьшилось за последние 20 лет

Каждую неделю по всему миру происходит как минимум два инцидента с воздушным судном при движении по ВПП, в основном это выкатывание за пределы ВПП и отклонение от курса. Статистика показывает, что выкатывания — постоянная проблема и их число не уменьшилось за последние 20 лет. Некоторые подобные случаи приводят к поломке самолета и влияют на безопасность пассажиров. Помимо выкатывания за пределы ВПП отмечаются случаи несанкционированного выезда на ВПП, а также нарушения безопасной дистанции между самолетом или другими объектами (другим транспортом или людьми), которые стали причинами для беспокойства во всем мире. О том, как современные технологии позволяют находить способы сокращения и предотвращения подобных инцидентов, с управляющим представительством компании Honeywell Aerospace в России и странах СНГ Сергем Притуленко беседует Алексей Синицкий (АТО).

АТО: Сергей Львович, в чем основные причины инцидентов на ВПП и как с ними бороться?

С. П.: Экипажам самолетов приходится работать в очень сложных ситуациях в аэропорту, часто летать в неблагоприятных погодных условиях с низкой видимостью. Это особенно относится к России, где погодные условия чрезвычайно сложны.

Помимо плохой погоды есть и другие причины для инцидентов на ВПП, такие как потеря ситуационной осведомленности, отсутствие надлежащего освещения вдоль рулежной дорожки, перегруженность аэропортов, а также недостаточное координирование экипажей.

Ключ к сокращению инцидентов на ВПП — сочетание технологий, повышающих безопасность во время захода на посадку, посадки, руления и взлета, а также обучение пилотов с использованием реалистичных сценариев, которые подготовят их к принятию правильных решений и выполнению точных маневров.

Новейшие технологии делают акцент на предотвращение возникновения инцидентов на ВПП. Для этих целей компания Honeywell разработала системы SmartRunway и SmartLanding. Оба продукта предлагают расширенное количество доступных предупреждений и дополнительных визуальных сообщений на лобовом стекле для поддержки пилотирования и операций в кабине пилота.

Система SmartRunway улучшает ситуационную осведомленность, передавая пилотам звуковые и графические информационные сообщения, координирует их во время руления, взлета, сближения с землей, посадки и других маневров. Эта система является обновлением предыдущей версии Honeywell Runway Awareness и Advisory System (RAAS).

Система SmartLanding разработана для сокращения рисков возникновения инцидентов на ВПП, она оповещает членов экипажа о слишком быстром сближении с землей или неправильной конфигурации полета. Также она оснащена функцией звукового оповещения экипажа об отклонении от заранее просчитанной зоны приземления при выполнении длительной посадки и конфигурации маневров самолета.

АТО: Насколько трудозатратна установка на самолет этих систем? Требуется ли выполнять ее во время C-check?

С. П.: Требование простое: на борту воздушного судна должна быть установлена обновленная система оповещения об опасном сближении с землей (EGPWS — Enhanced Ground Proximity Warning System), тогда установка систем SmartRunway и SmartLanding не займет больше часа, что сводит к минимуму простой самолета и снижает возможные убытки авиакомпаний. Такое свойство системы позволит внедрить ее на всех флотах в кратчайшие сроки. Но это, конечно, потребует сертификации типа авиационной техники (Type Certification) или получения бюллетеня по техническому обслуживанию либо дополнения к сертификату типа (Service Bulletin / Supplemental Type Certificate) для самолета. Работа с системами SmartRunway и SmartLanding требует от пилотов минимальной подготовки, что делает ее выгодной по цене и позволяет сократить время на обучение персонала. Существует также возможность установки пульта блокировки Inhibit Switch, которая является обязательным условием для одобрения по правилам EASA, хотя для утверждения FAA она не требуется.

АТО: Как обеспечивается индикация визуальных сообщений? Должен ли самолет быть оборудован проекционным дисплеем HUD? 

С. П.: Системы SmartRunway и SmartLanding настраиваются для поддержания звуковых и визуальных оповещений и предупреждений, и для этого HUD не нужен. Визуальные сообщения являются необязательными и отображаются на одном из существующих многофункциональных дисплеев, так что никаких доработок в кабине пилотов не требуется.

Программное обеспечение основного навигационного дисплея и интерфейс системы EGPWS продолжают работать как обычно. Также визуальные сообщения в улучшенных версиях SmartRunway и SmartLanding повторяются на протяжении нескольких секунд, снижая необходимость предоставления повторяющихся звуковых сообщений и позволяя пилоту выбрать предпочтительный уровень громкости.

АТО: Требуется ли для работы этих систем дополнительное наземное оборудование? Как обеспечивается точность определения местоположения самолета? Используют ли они в своей работе данные GPS/ГЛОНАСС?

С. П.: Системы SmartRunway и SmartLanding работают автономно, так что никакого дополнительного наземного оборудования или инфраструктуры не нужно. Используются GPS-позиционирование и различные другие датчики самолетов для отслеживания  местоположения воздушного судна, курса, скорости движения и других параметров.

Алгоритм SmartRunway обеспечивает контроль за положением самолета и его траекторией относительно виртуальной коробки, сформированной вокруг взлетно-посадочной полосы, за счет использования более подробной информации EGPWS и внутренней базы данных по рельефу земли Terrain Database. Система автоматически обнаруживает сигналы от оборудования ВПП, рассчитывает приближение самолета и выстраивает траекторию взлета или посадки. Это улучшает ситуационную осведомленность пилотов, они могут получать предупреждения, если делается попытка взлета или посадки на рулежной дорожке или на слишком короткой ВПП.

SmartLanding контролирует конфигурацию посадки самолета и уровень топлива, чтобы обеспечить благополучное приземление воздушного судна при стабилизированных критериях. Нестабилизированные траектории сближения с землей — это одна из основных причин выкатывания самолетов за пределы ВПП. Система оповещает экипаж, если возникает нестабильная ситуация при заходе на посадку, — как, например, превышение скорости или угла захода на посадку. Система также отслеживает состояние воздушного судна относительно имеющейся длины ВПП и сообщает, когда условие долгосрочной посадки происходит, например, по огням ВПП. Затянутая посадка является основным фактором, способствующим выкатыванию судна за пределы взлетно-посадочной полосы.

АТО: Какое количество гражданских самолетов в России оборудовано EGPWS компании Honeywell? Возможна ли установка подобных систем на другие самолеты, насколько это оправданно?

С. П.: EGPWS фирмы Honeywell доступна практически для любого вида авиации, будь то коммерческие авиалинии или военные самолеты, а также вертолеты. EGPWS эксклюзивно установлена на всех гражданских самолетах Boeing и на подавляющем большинстве самолетов Airbus, что дает возможность операторам вместе с обновлением программного обеспечения устанавливать и системы SmartRunway и SmartLanding. EGPWS также широко сертифицирована и установлена на различных российских платформах, в частности на некоторых модификациях Ту-204. Стоит также отметить, что на Ил-96 используются системы Honeywell Runway Awareness и Advisory System (RAAS), на которых основана система SmartRunway.

Настройка SmartRunway и SmartLanding через дополнение к сертификату типа (STC) на других платформах, оборудованных EGPWS, является возможным экономически выгодным решением для значительного повышения безопасности на ВПП и предотвращения выкатывания самолетов.

АТО: Какова ориентировочная стоимость систем SmartRunway и SmartLanding?

С. П.: Я не могу вдаваться в детали, однако SmartRunway и SmartLanding были разработаны, чтобы обеспечить рентабельность для операторов. Снижая риск, операторы смогут улучшить безопасность пассажиров и экипажа, а также потенциально снизить страховые выплаты и в конечном итоге повысить свою общую репутацию. Эти решения позволили аэропортам по всему миру без рисков сбоя сократить число инцидентов на ВПП. При продолжающемся росте воздушных перевозок и увеличении числа проблем, которые неразрывно с ним связаны, мы прогнозируем увеличение спроса со стороны авиакомпаний на системы SmartLanding и SmartRunway, которые могут экономически эффективно способствовать безопасности людей как на земле, так и в воздухе.

Источник: АТО