Вторичный рынок остается разнонаправленным


Консалтинговая компания JetNet выпустила отчет о состоянии вторичного рынка деловых самолетов и вертолетов в марте и в течение первого квартала 2014 года
Консалтинговая компания JetNet выпустила отчет о состоянии вторичного рынка деловых самолетов и вертолетов в марте и в течение первого квартала 2014 года.

В течение первого квартала 2014 года в самолетных сегментах вторичного рынка наблюдалась тенденция уменьшения относительного количества продающихся воздушных судов, однако вертолетные сегменты продемонстрировали обратный тренд. Эксперты особо отмечают показатели сегмента бизнес-джетов, который по сравнению с прошлым годом показал существенный прогресс.

В первом квартале 2014 года реактивные деловые самолеты показали хороший старт, увеличив количество сделок на 3,1% и сократив время экспозиции на 73 дня, но при этом снизилась средняя запрашиваемая цена на 11,6%. И главное – относительное количество выставленных на продажу бизнес-джетов за год сократилось на 1%, до 12,1%. В сегменте турбовинтовых самолетов картина не столь радужна – активность покупателей (количество сделок) снизилась на 15,8%, а средняя запрашиваемая цена упала на 29,4%.

Вторичный рынок газотурбинных и поршневых вертолетов показал в первом квартале снижение сделок купли-продажи на 9,6% и 2,8% соответственно. Единственным положительным событием в вертолетных сегментах стал рост на 35,2% средней цены газотурбинных машин, по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Исследователи JetNet сделали некоторые заметки к рыночным тенденциям в сегменте бизнес-джетов в марте за последние 10 лет (с 2005 по 2014 год):
  • Эксплуатирующийся парк увеличился на 6711 бизнес-джетов, с 12909 в марте 2005 года до 19620 в марте 2014.
  • Количество выставленных на продажу самолетов достигло рекордного уровня в марте 2009 года (2857), а самый низкий уровень был замечен в марте 2007 (1616). В марте 2014 количество продающихся бизнес-джетов составило 2369 единиц и медленно снижается, но по-прежнему остается  выше уровня в 1762 самолета в 2008 году.
  • Процент выставленных на продажу бизнес-джетов сейчас составляет 12,1% и ежегодно сокращается с максимума в 17,4%, достигнутого в 2009 году. Однако стоит обратить внимание, что эта динамика в большей степени является результатом роста количества эксплуатируемого парка, чем изменением количества выставленных на продажу самолетов, которые пока остаются на рекордно высоком уровне.
  • Годовая динамика выставленных на продажу бизнес-джетов  на протяжении последних 5 лет была отрицательной (март 2014, 12,1% – март 2013, 13,1% = -1,0%), в среднем на -1,1% каждый год.

Эксперты JetNet полагают, что снижение инвентаризации в сегменте бизнес-джетов на 1% является хорошим знаком по сравнению с предыдущими 2-мя годами, когда наблюдалось снижение на -0,7% и -0,6% соответственно. Эти результаты показывают довольно солидный прогресс в восстановлении вторичного рынка бизнес-джетов. Тем не менее, он по-прежнему остается «рынком покупателей», с достаточно высоким уровнем продающихся бизнес-джетов.