Jet Expo-2014 – масштабнее, чем когда-либо


Александр Евдокимов, основатель и совладелец Jet Expo, Генеральный директор компании Jet Transfer, рассказывает о подготовке к выставке и непростой ситуации на рынке

До начала главного российского события на рынке деловой авиации остается чуть менее двух месяцев. Уже в начале сентября свои двери откроет девятая по счету выставка JetExpo-2014. Судя по предварительным прогнозам, мероприятие станет крупнейшим как по количеству участников, так и по количеству посетителей. Наш собеседник – Александр Евдокимов, основатель и совладелец Jet Expo, Генеральный директор компании Jet Transfer – любезно согласился рассказать о подготовке к выставке и непростой ситуации на рынке.

Александр, Jet Expo на протяжении последних восьми лет стала главной площадкой для рынка бизнес-авиации в России. Из года в год выставка становится качественней и более посещаемой. И все же, какие основные задачи ставят перед собой организаторы Jet Expo?

Бизнес-авиация – отрасль, если можно так выразиться, многогранная. Это ведь не только продажа авиатехники. Это ремонт и техническое обслуживание самолетов и вертолетов, это сервис на борту и в аэропортах, это обучение персонала, это высокотехнологичное производство – запчастей, комплектующих, элементов декора, горюче-смазочных материалов и многое-многое другое. Мы ставим перед собой цель стать такой площадкой, на которой все заинтересованные стороны нашли бы себе партнеров, договорились о сотрудничестве, заключили взаимовыгодные контракты. Именно для этого мы ежегодно привлекаем все новых участников.

Задача аналогичных выставок в мире – организовать оптимальную площадку для диалога ключевых игроков отрасли. Удалось ли за историю проведения JetExpo создать эффективную В2В площадку для компаний и клиентов, или же задачи организаторов менее амбициозны?

Не знаю, насколько уместно в данном случае говорить об амбициях, но у нас действительно есть сверхзадача. Она заключается в том, чтобы открыть Россию для иностранных инвесторов, владеющих высокими технологиями. Участники Jet Expo как с Запада, так и с Востока получают возможность не просто представить свою продукцию или услуги, но и оценить нашу страну с точки зрения выгодности финансовых вложений. Рынок бизнес-авиации в России – один из самых быстрорастущих, и об этом мы не устаем рассказывать нашим партнерам из других стран. Мы заинтересованы в том, чтобы вместе с иностранными предпринимателями в нашу страну пришли новые технологии и новые производства. В свою очередь, нам тоже есть, что предложить партнерам – Россия входит в элитарный мировой клуб авиапроизводителей. И вот этот взаимный обмен инновациями, мы считаем, может обогатить всю мировую отрасль бизнес-авиации.

2014 год  - год больших политических катаклизмов. Санкции, постоянное напряжение на фоне ухудшающихся взаимоотношений  России со странами Запада, безусловно, откладывают определенный отпечаток и на рынок бизнес-авиации. Возможен ли бойкот Jet Expo западными производителями или же наш сегмент «вне политики»?

Вы знаете, бить тревогу я бы не стал. Санкции санкциями, но считать деньги на западе умеют. Российский рынок бизнес-авиации – один из самых перспективных в мире. Его емкость можно оценить в сотни миллионов долларов. Отказываться от таких денег ради сомнительных политических выгод не будет никто. Тем более что у нас в стране работают компании не только из ЕС и Северной Америки. Только представьте себе, если американцы и европейцы вдруг запретят поставлять в Россию свои самолеты – каким подарком это будет для бразильской компании Embraer! А уж как обрадуется японская Honda Aircraft, которая на старте продаж получит практически гарантированный рынок сбыта! Кроме того, следует понимать, что запретить российским компаниям и бизнесменам покупать западную авиатехнику просто невозможно. Даже сейчас многие владельцы предпочитают регистрировать самолеты и вертолеты в других странах – это связано с особенностями отечественного налогообложения. Ну, будут сделки оформлять не в Москве, а в Лондоне. Но даже до этого, я уверен, не дойдет, ибо политические кризисы приходят и уходят, а деловые интересы – вечны. Jet Expo – не то что главная, а просто единственная площадка подобного рода на всем постсоветском пространстве. Именно поэтому все крупнейшие мировые производители обязательно приедут в Москву, чтобы принять в ней участие.

За полтора месяца до начала Jet Expo можно ли сказать, что выставка будет, по крайней мере по количеству участников, не меньше прошлогодней?

Все прошедшие годы мы делали ставку на поступательное развитие нашей выставки. Двигались от малого к большему. Поэтому масштабы Jet Expo растут ежегодно. Исключением не станет и 2014-й – мы покажем крупнейшую экспозицию за всю историю выставки. Свое участие уже подтвердили все главные мировые производители самолетов и вертолетов, а также сервисные компании.

Какие производители подтвердили свое участие в Jet Expo 2014, и какие премьеры ожидают нас в этом году? Удастся ли собрать рекордное количество воздушных судов на статической площадке?

Рекорды – не самоцель. Но выставка растет вместе с рынком, и получается так, что с каждым годом мы привлекаем все больше и больше участников. В этом году свою продукцию в рамках Jet Expo, по уже сложившейся традиции, представят компании Bombardier, Gulfstream, Cessna Aircraft, Embraer, Beechcraft, Bell Helicopter и многие другие. Конечно, будут и премьеры. Раскрывать подробности я пока не стану, поскольку приготовления к выставке еще не завершились, но могу пообещать, что все лучшее, что есть на сегодня в мировой авиации, вы увидите обязательно.

Как формируется деловая программа выставки. Планируется ли проведение круглых столов и иных мероприятий данного формата?

Естественно, запланирован целый ряд мероприятий, в ходе которых участники и гости выставки смогут обменяться мнениями по самым насущным вопросам деловой авиации. Одна из тем – безопасность, и она, пожалуй, наиболее актуальна. Стандарты в этой сфере авиации постоянно повышаются, поэтому профессионалам, безусловно, будет что обсудить. Отдельное заседание будет посвящено тонкостям эксплуатации воздушных судов. Этот аспект мы считаем ключевым, поскольку это один из главных моментов, который интересует потенциальных покупателей бизнес-джетов. Круглый стол по вопросам авиационного бизнеса привлечет внимание профессионалов этого рынка.

Александр, Вы, как совладелец выставки, довольны форматом Jet Expo или же в будущем возможны какие либо корректировки, связанные, например,  со временем проведения или периодичностью?

Я считаю, что Jet Expo в данный момент соответствует запросам отрасли, тенденции мы отслеживаем тщательно. Несколько лет назад мы выбрали в качестве площадки для проведения выставки Центр бизнес-авиации Внуково-3, поскольку на постсоветском пространстве это лучший аэропорт по обслуживанию частных самолетов. Ежегодный формат выставки мы считаем наиболее оптимальным. Следует понимать, что авиастроение – отрасль крайне наукоемкая, и ожидать здесь ежеквартальных прорывов и, соответственно, премьер, как это происходит, например, в сфере мобильных гаджетов, не приходится.

Традиционный вопрос. Что Вы ожидаете от Jet Expo в этом году?

Это будет уже девятая выставка. За минувшие годы мы добились того, чтобы Jet Expo стала одним из трех главных мировых событий в сфере бизнес-авиации – наряду с американской NBAA и европейской EBACE. Это на самом деле масштабное и знаковое достижение, однако останавливаться на нем мы, конечно, не собираемся. В этом году мы ждем заключения новых крупных контрактов и привлечения в отрасль масштабных инвестиций.