Вторичный рынок бизнес-джетов хорошо пережил 2014 год


По данным консалтинговой компании Amstat общее количество сделок купли-продажи воздушных судов деловой авиации в 2014 выросло на 5,7% по сравнению с 2013 г.

По данным консалтинговой компании Amstat общее количество сделок купли-продажи воздушных судов деловой авиации в 2014 выросло на 5,7% по сравнению с 2013 г., а на продажу выставлено 10,8% флота против 10,4% в 2013 году. В докладе компании отмечается, что рост в сегменте бизнес-джетов был ниже, чем в предыдущие два года, и что другие сегменты рынка столкнулись с некоторыми проблемами в 2014 году.

«Хотя в 2014 году наблюдался рост сделок по продаже бизнес-джетов на 5,7%, но это должно рассматриваться в контексте», - говорит Эндрю Янг, генеральный директор AMSTAT. «В частности, что этот рост в 2013 составил 8,8% и 6,3% - в 2012 году».

Количество сделок в годовом исчислении в сегментах средних джетов (+16,4%) и тяжелых (+4,1%), было ниже темпов роста предыдущего года. В обоих сегментах, четвертый квартал по сравнению с третьим, и четвертый квартал 2014 против того же квартала 2013 были по существу «плоскими».

В сегментах легких реактивных и турбовинтовых самолетов, по данным Amstat, в 2014 году наблюдалось снижение количества сделок в годовом исчислении на 1% и 12,2% соответственно. Для турбовинтового сегмента 2014 год стал третьим годом подряд отрицательной динамики.

Для вторичного рынка газотурбинных вертолетов 2014 год стал неутешительным – в годовом исчислении падение покупательской активности составило 7,7% по сравнению 2013, при том, что в 2013 году наблюдался рост в 2,9%. В общем, активность покупателей на вторичном рынке многодвигательных и однодвигательных газотурбинных вертолетов упала на 9,5% и 6,8% в годовом исчислении соответственно.

Запасы деловых воздушных судов в 2014 году продолжали сокращаться или остались на прежнем уровне. В сегменте бизнес-джетов – это 10,6% от всего флота в начале 2015 года по сравнению с 11,2% на конец третьего квартала 2014 года, и 11,7% год назад. Запасы в этом сегменте в настоящее время на 2% ниже, чем в среднем за 20-летний период (12,6%). Относительное количество выставленных на продажу средних и легких бизнес-джетов следует общей тенденции при этом запасы средних джетов  снизились с 12,3% до 10,9% (средний 20-летний уровень – 12,2%) и в сегменте легких самолетов – с 12,4% до 10,9% (средний 20-летний уровень – 14,3%). Вторичный рынок тяжелых самолетов в ​​2014 году оставался «плоским» – сейчас выставлено на продажу 9,8% флота по сравнению с 9,7% годом ранее (средний 20-летний уровень – 10,1%).

Запасы турбовинтовой техники продолжают оставаться на одном уровне – сегодня это 7,6% от всего флота против 7,8% год назад. Количество выставленных на продажу турбовинтовых самолетов находятся на уровне около 7%, начиная с весны 2013 года, при том, что в 20-летнем периоде средний показатель равнялся 10,9%.

Запасы газотурбинных вертолетов с весны 2012 года стабилизировались около 6%, и сейчас выставлено на продажу 6,2% флота по сравнению с 6,3% в прошлом квартале и 6,4% годом ранее. Среднее значение за последние 20 лет составляет 6,0%.  

К началу 2015 года средние цены на тяжелые бизнес-джеты по сравнению с третьим кварталом 2014 года увеличились на 2,2% и на 8,3% по сравнению с началом 2014 года. Однако средневзвешенной цены с начала 2014 года на средние и легкие самолеты продолжили снижение – на 4,1% и 4,9 % соответственно.

На фоне снижения покупательской активности и застоя уровня запасов, средние цены в сегменте турбовинтовых самолетов снизились на 3,7% по сравнению с третьим кварталом и на 4,0% по сравнению с началом 2014.

Средняя запрашиваемая цена на многодвигательные газотурбинные вертолеты увеличилась на 1,4% по сравнению с началом третьего квартала 2014 года и на 4,4% по сравнению с началом 2014 года. Средняя запрашиваемая цена на однодвигательные газотурбинные вертолеты уменьшилась на 5,9% за 2014 и на 1,1% с начала третьего квартала 2014 года.

«В целом, 2014 год стал хорошим годом для сегмента бизнес-джетов, но в меньшей степени для других сегментов рынка», - говорит Эндрю Янг. Он добавил, что «эта неустойчивость отражает неравномерность текущего восстановления рынка».