Вторичный рынок джетов на подъеме


В соответствии с отчетом JetNet, только вторичный рынок бизнес-джетов сейчас находится подъеме, тогда как движение индикаторов в остальных сегментах остается разнонаправленным

Консалтинговая компания JetNet выпустила отчет о состоянии вторичного рынка деловых самолетов и вертолетов в 2014 году. В соответствии с отчетом компании, только вторичный рынок бизнес-джетов сейчас находится на подъеме, тогда как движение индикаторов в остальных сегментах остается разнонаправленным.   

Основные показатели вторичного рынка по данным JetNet (декабрь 2014 к декабрю 2013 года и 2014 против 2013).

Относительные запасы выставленных на продажу воздушных судов продолжают снижаться:

  • Количество бизнес-джетов на вторичном рынке в конце 2014 года составило 11% от всего эксплуатируемого флота (на 1,5% меньше, чем годом ранее)
  • Турбовинтовых самолетов – 7,7% (без изменений с 2013 года)
  • Газотурбиных вертолетов – 6,4% (без изменений с 2013 года)
  • Поршневых вертолетов – 6,1% (рост на 0,1%)

Количество сделок купли-продажи в 2014 году выросло только в сегменте бизнес-джетов:

  • Бизнес-джетов продано на 8,1% больше
  • Сделки с турбовинтовыми самолетами снизились на 11,6%
  • В вертолетных сегментах также было снижение: газотурбинных вертолетов продано на 0,2% меньше, а поршневых – на 7,3%

Среднее время экспозиции пока еще находится на очень высоком уровне, хотя во всех сегментах рынка снизилось среднее время экспозиции в период с начала года по декабрь 2014, за исключением поршневых вертолетов.

Динамика средних цен также показывает разнонаправленные результаты:

  • В сегментах бизнес-джетов снижение на 10,4%, турбовинтовых самолетов – на 1,7% и поршневых вертолетов – на 1,8%.
  • Стоимость газотурбинных вертолетов выросла на 0,7%.

По мнению аналитиков JetNet, с 2005 года на вторичном рынке бизнес-джетов произошло несколько значительных событий. Во-первых, в течение последних 10 лет вторичный рынок остается «рынком покупателя», так как уровень выставленного на продажу флота находится выше 10%. Во-вторых, после нескольких лет рекордных продаж и роста стоимости воздушных судов в 2008 году пузырь лопнул на фоне мирового экономического коллапса и банковского кризиса. После этого наблюдался значительный рост количества выставленных на продажу самолетов – 973 (+60%) в 2008 году и 1147 (+70%) в 2009 году. В-третьих, наблюдается стабильное снижение в течение последних пяти лет, начиная с 2010 года, относительных запасов в сегменте бизнес-джетов. Эксперты обращают внимание, что процент выставленных на продажу самолетов снижался в основном за счет роста числа эксплуатируемого флота, который увеличился с 17118 самолетов в 2009 году до 20010 в 2014 году. На конец 2014 года на вторичном рынке находилось 2202 самолета или 11% от всего флота. Несмотря на то, что этот уровень все еще выше 2000 единиц, он находится на самом низком уровне с 2008 года, и почти достиг уровня 10,8%, зафиксированного в 2007 году.

2014 год установил новый рекорд по количеству сделок купли-продажи бизнес-джетов. В прошлом году совершено 2569 сделок, что превысило предыдущее достижение в 2181 продаж, установленное в 2007 году. Это также на 8,1% больше, чем в 2013 году. Причем, такой результат получен всего через пять лет после минимума в 1539 сделок, зарегистрированного в 2009 году.

Тем не менее, остальные сегменты вторичного рынка не показывают подобных результатов. Здесь наблюдается уменьшение количества сделок и разнонаправленная динамика средних цен.

Тем не менее, эксперты JetNet считают, что вторичный рынок продолжает оставаться очень активным. 2015 год вновь вселяет оптимизм, есть надежда, что это уже тенденция на вторичном рынке, наряду с улучшением в мировой экономике и продолжением роста поставок новых самолетов.