Бизнес-авиация в Европе поправляется?


Ричард Кое, исполнительный директор консалтинговой компании WINGX Advance подводит итоги первого полугодия текущего года в европейской бизнес-авиации

Ричард Кое, исполнительный директор консалтинговой компании WINGX Advance, подводит итоги рынка европейской бизнес-авиации в первом полугодии текущего года.

В течение первых шести месяцев этого года в Европе было выполнено 382000 вылетов деловой авиации, что приблизительно на 4400 рейсов меньше, чем в первой половине 2014 года. Снижение на 1% может показаться незначительным, но это неприятная новость для отрасли, которая, как казалось, в 2013 году начала восстанавливаться. И, несмотря на то, что ряд операторов показали с начала 2015 года рост, активность европейской бизнес-авиации по-прежнему на 7% ниже уровня, наблюдавшегося в 2008 году.

В прошлом году ожидаемое восстановление наткнулось на украинский кризис, в результате которого случился крах спроса на частные самолеты в этой стране. Из данных текущего года ясно, что негативные последствия кризиса продолжили оказывать влияние на весь европейский рынок. В годовом исчислении в июне текущего года трафик бизнес-авиации на Украине снизился на 48%, что эквивалентно ежемесячному уменьшению на 552 рейса, и многие из этих рейсов совершались в Лондон, Париж и на юг Франции.

Россия, в 2013 году занимавшая шестое место по трафику на европейском рынке и первое по темпам роста в течение двух предыдущих лет, в настоящее время занимает 11-е место по активности. Российский трафик в течение первых шести месяцев этого года упал на 23%, а в июне падение составило еще 16%, что соответствует уменьшению активности на 15 рейсов в день. Такое падение не удивительно, учитывая спад в экономике страны, который усугубляется падением цен на нефть, а также тем, что некоторые из российских клиентов бизнес-авиации попали под западные санкции.

Если не учитывать резкий спад активности в России и Украине, то Европа показала в 2015 году небольшой положительный тренд. Однако необходимо также учитывать влияние изменения курса швейцарского франка в январе. Это стало основным фактором падения на 5% в сегменте бизнес-авиации на пятом по величине рынке Европы. Женева наиболее пострадала в этой ситуации – с начала года трафик снизился на 8%, а самый оживленный бизнес-маршрут Европы, Женева-Ле Бурже, потерял в этом году более 20%, что эквивалентно почти 400 рейсам.

Факт, что все-таки существует рост на фоне этих макроэкономических потрясений, стал возможен из-за восстановления на крупнейших рынках бизнес-авиации Европы. Количество рейсов во Франции выросло на 4% за год, а активность в Великобритании поднялась на 2%. Также наблюдается небольшой рост в Испании и Италии. Немецкий трафик в первом полугодии был «плоский», но может прийти в норму, так как в июне активность увеличилась на 11%. Это отражает надежный внутренний рынок Германии – в июне было выполнено дополнительно 680 внутренних рейсов.

Умеренное восстановление на этих рынках коррелируется с некоторым улучшением ВВП еврозоны во втором квартале. Последний индекс деловой активности показывает позитивный тренд, а прогнозы говорят о восстановлении в этом году, несмотря на проблемы Греции и потенциальный выход страны из ЕС (активность бизнес-авиации в Греции «только» на 6% ниже в годовом исчислении). «Легкие» деньги от Европейского Центробанка, а также снижение цен на нефть оказывают поддержку экономике в целом и, в частности, бизнес-авиации.

По совокупности результатов, кроме региональных различий, по Европе заметно значительное расхождение в тенденциях активности. В целом, больше росли сегменты турбовинтовых и поршневых самолетов, чем бизнес-джетов. Конечно, есть исключения, такие как ультрадальние джеты, и тенденция роста активности в этой категории отражает их заметную долю в новых поставках прошлого года. Например, полеты G650 выросли на 80% во втором квартале. За последние 12 месяцев трафик в данном сегменте увеличился на 9%.

Более скромный, но также устойчивый тренд роста заметен в использовании самолетов начального уровня и VLJ. Сегменты средних и традиционных легких бизнес-джетов продолжили снижение активности, хотя последние пару месяцев наблюдался существенный рост трафика суперсредних самолетов (до 7% в июне). Это отражает развитие популярной платформы Challenger 300 – такие самолеты налетали на 20% больше в этом году. Некоторые легкие самолеты также набирают популярность – это не что иное, как новые поставки в течение последних двух лет бестселлера Phenom 300. Во втором квартале 2015 года бизнес-джеты Phenom налетали 3280 часов, почти на 100% больше, по сравнению с 2014 годом.

В основном эти самолеты используются чартерными клиентами. Их сильное влияние на рынок находится в ярком контрасте с общей безрадостной активностью в Европе чартерных операций: во втором квартале этого года чартерные рейсы на бизнес-джетах снизились на 2% и постоянно снижались в течение последних 18 месяцев. Опять же, в значительной степени в этом виноват рынок СНГ. Чартерные рейсы хорошо себя чувствуют во Франции и Великобритании, а также в Скандинавии и странах Бенилюкса, хотя значительная часть этого роста приходится на турбовинтовые и поршневые самолеты, а не на активность бизнес-джетов.

В целом, на основании трендов первого полугодия 2015 года можно предположить, что европейский рынок идет на поправку, хотя это неуверенное восстановление. В прошлом быстрорастущий рынок СНГ в долгосрочной перспективе не так привлекателен, а слабые экономические перспективы Южной и Восточной Европы будут продолжать «давить» на деловую авиацию в этих регионах. В Западной Европе, поддерживающей более тесные связи с надежным североамериканским рынком, восстановление должно идти более оживленными темпами. После неудачного первого и «плоского» второго кварталов европейский рынок должен продемонстрировать ощутимые успехи в течение следующих шести месяцев.