Мировые прогнозы снижают потенциал России


Отечественные игроки склонны умеренно оценивать перспективы развития рынка бизнес-авиации

Отечественные игроки склонны умеренно оценивать перспективы развития рынка бизнес-авиации. По усредненным оценкам, рост интенсивности полетов деловых воздушных судов уже начался и к концу года может составить 3–5% ежемесячно, а к началу 2016 г. рынок может стабилизироваться и начать вновь набирать обороты.

Разумеется, о прежних темпах роста — 30–35% ежегодно, которые наблюдались в период формирования деловой авиации в России, до 2008 г., — говорить не приходится. Умеренный рост, скорее, показывает, что рынок достиг определенной степени насыщения, стал развиваться более естественными, умеренными темпами и начнет расти вместе с оживлением экономики страны. Именно состояние российской экономики уже оказывает достаточно глубокое, но пока не явно заметное влияние на долгосрочные перспективы развития рынка деловой авиации России.

Традиционно деловая авиация тесно связана с мировой и региональной финансовыми системами, в значительной степени дублируя их спады и взлеты. Прогнозы развития отечественной экономики неутешительны: по данным Всемирного банка, падение ВВП России в 2015 г. составит 3,8%, в 2016 г. — 0,3%, а "догоняющий" рост в 2,2% начнется лишь в 2017-м. 

Для сравнения: мировая экономика будет расти на 2,8, 3,3 и 3,2% в 2015–2017 гг. соответственно. Рецессия в российской экономике вкупе с падением цен на энергоресурсы неминуемо продолжит отражаться на ключевых показателях отечественной бизнес-авиации — на объеме парка бизнес-джетов и количестве рейсов. 

Известный аналитик Брайан Фоли, основавший одноименную консалтинговую компанию Brian Foley Associates, также постепенно снижает потенциал России. По его данным, спрос на дальнемагистральные бизнес-джеты в стране, которая до этого была одним из крупнейших покупателей машин этого класса, только в 2014 г. снизился почти на 3%.  

Скептические настроения экономистов подхватили и мировые игроки рынка деловой авиации. Так, производитель бизнес-джетов Bombardier Aerospace, известный своими оптимистическими прогнозами на десятилетний период, постепенно снижает потенциал российской отрасли бизнес-авиации. Если вспомнить прогноз компании 2009 г., то он предполагал поставку в Россию и страны СНГ 600 новых бизнес-джетов; в 2015 г. Bombardier оценивает емкость рынка уже в 510 самолетов.

Само по себе уменьшение ожиданий от российских покупателей выглядит не драматично, однако в сравнении с прогнозами по другим регионам вырисовывается совсем иная картина. В прогнозе Bombardier за 2009 г. страны Латинской Америки должны были приобрести 710 самолетов, в 2015 г. эта цифра выросла до 850; потенциал США увеличился почти вдвое — с 5400 джетов до 9000. Но самым перспективным рынком стал Китай: в прогнозе 2009 г. он мог позволить себе всего 300 машин, в то время как в 2015-м — 875. 

Нарастающий разрыв в цифрах между развивающимися регионами может говорить о том, что бизнес-авиация России постепенно и очень медленно переоценивается международными игроками. Однако в стране, где не принято объективно оценивать отрасль, она по-прежнему воспринимается как одна из самых перспективных в мире. 

Анна Назарова

Источник: АТО.ru