Когда за подсчет вертолетов берутся рекламщики, численность вертолетного парка зашкаливает. В ход идут сотни тысяч. Возникает резонный вопрос: А сколько на самом деле в мире вертолетов?
Когда за подсчет вертолетов берутся рекламщики, численность вертолетного парка зашкаливает. В ход идут сотни тысяч. Возникает резонный вопрос: А сколько на самом деле в мире вертолетов?
Чтобы ответить на этот вопрос мы использовали материалы Flightglobal. По данным Flightglobal (на сентябрь 2015 г.), мировой парк насчитывает более 56.000 вертолетов, из них 35000 – гражданские машины и более 21000 – военные.
Гражданские включают: 24287 газотурбинных вертолетов и 10266 поршневых (соотношение газотурбинных и поршневых 2,37:1). Интересно, как они распределились по странам и континентам, типам и производителям?
Континентальная география мирового парка гражданских вертолетов
Регион |
Доля мирового парка, % |
Газотурбинные вертолеты |
Поршневые вертолеты |
Северная Америка |
35 |
8400 |
3654 |
Латинская Америка |
13 |
3224 |
1192 |
Европа |
27 |
6770 |
2608 |
АТР |
18 |
3983 |
2102 |
Африка |
5 |
1173 |
635 |
Ближний Восток |
2 |
509 |
37 |
Америка (48% вертолетов) – впереди планеты всей (соотношение 2,3:1). Европа (27%) уверенно занимает второе место (2,6:1). Замыкает тройку призеров Азиатско-тихоокеанский регион (1,9:1). «Чем беднее, – тем «поршневее».
Распределение по странам. Первая десятка стран (ГЕОТОП-10)
Место |
Страна |
К-во |
Доля, % |
Место |
Страна |
К-во |
Доля, % |
Газотурбинные вертолеты |
Поршневые вертолеты | ||||||
1 |
США |
6667 |
27 |
1 |
США |
3084 |
30 |
2 |
РФ |
1881 |
8 |
2 |
Австралия |
1084 |
11 |
3 |
Канада |
1733 |
7 |
3 |
Бразилия |
578 |
6 |
4 |
Бразилия |
1234 |
5 |
4 |
Канада |
570 |
6 |
5 |
Австралия |
778 |
3 |
5 |
ЮАР |
566 |
6 |
6 |
Италия |
674 |
3 |
6 |
Великобритания |
413 |
4 |
7 |
Великобритания |
663 |
3 |
7 |
Н. Зеландия |
381 |
4 |
8 |
Япония |
617 |
3 |
8 |
РФ |
339 |
3 |
9 |
Мексика |
588 |
2 |
9 |
Франция |
311 |
3 |
10 |
Франция |
542 |
2 |
10 |
КНР |
272 |
3 |
|
Остальные |
8910 |
37 |
|
Остальные |
2668 |
26 |
|
Всего |
24287 |
|
|
Всего |
10266 |
|
Везде (вертолеты с ГТД и ПД) с большим отрывом лидируют США. РФ в категории вертолетов с ГТД – на втором месте (однако, на «пятки» нам наступают: Канада, Бразилия, Австралия). Среди поршневых, Россия – на восьмом месте, а «троица» в обратном порядке: Австралия – вторая, Бразилия – третья и Канада – четвертая. В целом, по гражданским вертолетам мы на третьем месте, вслед за США и Канадой.
Распределение по типам и производителям (ТИПТОП-10)
Место |
Вертолет |
К-во, ед. |
Доля, % |
Место |
Вертолет |
К-во, ед. |
Доля, % |
Газотурбинные вертолеты |
Поршневые вертолеты | ||||||
1 |
Bell206 |
3610 |
15 |
1 |
Robinson R44 |
5293 |
52 |
2 |
AS350 |
3399 |
14 |
2 |
R22 |
2865 |
28 |
3 |
МВЗ Ми-8 |
1898 |
8 |
3 |
Hughes269 |
1353 |
13 |
4 |
Bell407 |
1217 |
5 |
4 |
Enstrom280 |
233 |
2 |
5 |
MD500 |
1148 |
5 |
5 |
Enstrom
|
229 |
2 |
6 |
Bell212/412 |
1067 |
4 |
6 |
Ка-26 |
141 |
1 |
7 |
EC135 |
1021 |
4 |
7 |
G2 |
93 |
1 |
8 |
AW109 |
963 |
4 |
8 |
Sikorsky
|
40 |
0,4 |
9 |
AW139 |
643 |
3 |
9 |
Sikorsky
|
19 |
0,2 |
10 |
Bell UH-1 |
638 |
3 |
|
|
10266 |
|
|
Остальные |
8683 |
36 |
|
Остальные |
0 |
|
|
Всего |
24287 |
|
|
Всего |
10266 |
|
Среди газотурбинных вертолетов бесспорный лидер – американская «любимица» Bell206. На втором месте – европейская «белочка» AS350. Наша Ми-8 на третьем месте, более чем достойный результат для 12-тонной машины. Нужно отметить 4-е место заменщика «любимицы» – Вell407, 7-е место легкого двух двигательного ЕС135 и 9-е место «середняка» AW139. Среди поршневых – абсолютное преимущество принадлежит R44 – более 50% парка, а вместе с R22 – 80%. Отличный результат, отодвигающий другие поршневые – на второй план.
Поставки гражданских вертолетов (Обратите внимание на поставки вертолетов в первом полугодии 2014 г. и 2015 г.)
Поставки газотурбинных вертолетов
Поставки 1-е полугодие 2014 года |
Поставки 1-е полугодие 2015 года | ||
Airbus |
34% |
Airbus |
34% |
Bell |
17% |
AgustaWestland |
20% |
AgustaWestland |
17% |
Bell |
19% |
Robinson |
11% |
Robinson |
12% |
Sikorsky |
6% |
Sikorsky |
5% |
Остальные |
15% |
Остальные |
9% |
Всего |
427 ед. |
Всего |
329 ед. |
Поставки поршневых вертолетов
Поставки 1-полугодие 2014 года |
Поставки 1-е полугодие 2015 года | ||
Robinson |
92% |
Robinson |
83% |
Guimbal |
5% |
Guimbal |
15% |
Schweizer |
3% |
|
13% |
Остальные |
% |
Остальные |
2% |
Всего |
153 ед. |
Всего |
119 ед. |
На фоне общего падения поставок в секторе газотурбинных вертолетов (на 22,9%) основные производители сохранили свои позиции. Из перемен можно выделить лишь смену мест AgustaWestland и Bell. Аналогичная картина с поршневыми вертолетами. При падении поставок (на 22,2%), только Guimbal сумел втрое увеличить свою долю, потеснив самого Robinson(а).
Насколько долго сохранится установившийся баланс сил? Смогут ли организационные перемены в отрасли изменить сложившуюся расстановку? Ответы на эти и другие вопросы мы получим в ближайшее время. «Не за горами» – подведение итогов года мирового вертолетного хозяйства. HeliExpo 2016 поможет уловить перемены. А пока, вместе с падением цен на нефть мировой парк вертолетов продолжает тормозить…
Евгений Матвеев
Источник: AEX.ru