Минувший год несмотря на политические и экономические катаклизмы, выдался достаточно ярким для бизнес-авиации. Многочисленные коррекции прогнозов и амплитудные «качели» трафика запомнятся аналитиком надолго
Минувший год несмотря на политические и экономические катаклизмы, выдался достаточно ярким для бизнес-авиации. Ралли производителей, многочисленные коррекции прогнозов и амплитудные «качели» трафика запомнятся аналитиком надолго. Год действительно стал ярким, но с какой приставкой? Впрочем, окончательные итоги минувших двенадцати месяцев еще не подведены – ждем финансовые отчеты и окончательные цифры по международному трафику и именно тогда можно смело ставить жирную точку.
Начнем с прогнозов – они более-менее утешительные. Согласно многочисленным исследованиям, в ближайшие 10 лет производители поставят заказчикам 9100 новых самолетов на сумму $259 млрд. Таким образом, аналитики немного скорректировал свои прошлогодние прогнозы. В 2014 году цифры по поставкам были более скромны: 8190 бизнес-джетов стоимостью $198 млн. Согласно последним данным среднегодовой темп роста составит 3%. Лидером поставок вновь остается Северная Америка. В цифровом исчислении на рынок будет поставлено 4850 самолетов на $130 млрд. Далее идут Европа и Африка (2100 воздушных судов на $64 млрд.), Ближний Восток и Азиатско-Тихоокеанский регион с 1500 самолетов стоимостью $54 млрд. и Латинская Америка (650 самолетов на сумму $11 млрд.). Ультрадальные бизнес-джеты и самолеты с большими кабинами по-прежнему будут лидировать с точки зрения количества поставленных машин. Ожидается, что в ближайшие десять лет на их долю придется 3400 поставок на $175 млрд. На средний сегмент придется 3280 поставок на $66 млрд. Прогноз по легким джетам почти не претерпел изменений – 2420 самолетов на $18 млрд.
Что же касается вторичного рынка, то здесь ситуация следующая. В соответствии с последними докладами экспертов, по итогам 2015 года было выставлено на продажу приблизительно 11% от всего эксплуатируемого флота бизнес-джетов, при этом данное значение по-прежнему ниже исторически среднего уровня в 13%. В то время как запасы «молодых» самолетов (от 0 до 10 лет) выросли на 2%, относительное количество «очень молодых» воздушных судов (от 0 до 5 лет) снизилось на 2%, а общее снижение в данной категории относительно 2014 года составило 12%. Количество выставленных на продажу самолетов возрастом от 6 до 10 лет выросло на 20%. При этом только 7% «молодого» флота продается в Северной Америке. В последнем опросе игроков рынка бизнес-авиации, проведенного различными финансовыми институтами, отмечается слабость сегмента деловых самолетов с большими салонами, что объясняется в основном проседанием спроса со стороны развивающихся рынков. Приблизительно 61% респондентов отметили значительное негативное воздействие от слабости развивающихся рынков и девальвации валют, а 62% считают крупногабаритные самолеты наиболее пострадавшими в данной ситуации.
Главными ньюсмейкерами 2015 года конечно же стали производители, которые с усиленной энергией пытались доказать, что они лучшие. В итоге мы увидели первые полеты новых джетов от Gulfstream, Dassault, Cessna, первые поставки бразильских Legacy 450/500, канадского Challenger 650 и Honda Jet. Однако не обошлось и без громких финансовых новостей. Но обо всем по порядку и начнет, пожалуй, с производителей.
Законодатель моды в ультрадальнем классе Gulfstream Aerospace в мае прошлого года впервые поднял в воздух свой новый самолет G500, который является частью нового семейства самолетов производителя (G500 и G600). Ожидается, что G500 получит сертификат типа от Федеральной авиационной администрации США и Европейского агентства авиационной безопасности в 2017 году, а ввод в строй – в 2018 году. Сейчас же в летной программе участвуют три прототипа, что дает повод надеется, что ранее обозначенные сроки сертификации не будут скорректированы. А уже в ноябре прошлого года Gulfstream представил переработанный полноразмерный макет самолета Gulfstream G600, который отличается максимальным простором, удобством, комфортабельностью и эффективностью. Сертификация G600 планируется на 2018 год с вводом в эксплуатацию в 2019 году. Но, а самой важной вехой прошлого года для американского производителя стала юбилейного поставка 150 самолета G650. На первые сто пятьдесят машин американской производителю понадобилось лишь три года.
Канадский Bombardier в прошлом году также радовал публику хорошими новостями, продемонстрировав первые два летных прототипа Global 7000 на самой современной сборочной линии компании в Торонто. На первом опытном Global 7000 уже установлены двигатели, а структурные компоненты смонтированы, в том числе все секции фюзеляжа, крылья, шасси и хвостовое оперение. Второй опытный прототип находится на окончательной стадии сборки. Также на различных стадиях производства и монтажа находятся еще два прототипа. Анонс программы семейства ультрадальних бизнес-джетов Global 7000 и 8000 состоялся в сентябре 2010 года. Global 7000 по размерам больше своего собрата и имеет расчетную дальность 7300 морских миль (10 пассажиров, экипаж из четырех человек и скорость 0,85 Маха). Более короткий Global 8000 будет летать на дальность 7900 миль при тех же условиях, но с восемью пассажирами. Global 7000 получил самый большой в бизнес-классе салон, а Global 8000 – увеличенную дальность полета. Если 7000 перевезет десять человек без дозаправки из Лондона в Сингапур, из Нью-Йорка в Дубай или из Пекина в Вашингтон, то 8000 с восемью пассажирами на борту перелетит из Сиднея в Лос-Анджелес, а из Гонконга или Мумбаи в Нью-Йорк. А уже под занавес года пришла приятная новость - NetJets ввел в эксплуатацию первый Bombardier Challenger 650, начав таким образом историю обновленного джета популярного семейства Challenger. И даже волевое решение о закрытии программы суперсреднего Learjet 85 навряд ли испортило общий позитивный фон.
Dassault Falcon как всегда не остался в стороне, активно продвигая две принципиально новые модели – 8Х и 5Х. «Восьмерка», которая является крупнейшим, самым быстрым и самым дальним самолетом из шести бизнес-джетов французского производителя, поднялась в небо в феврале прошлого года. Сертификации EASA и FAA нового бизнес-джета Falcon 8X ожидается в середине 2016 года, а первые поставки намечены на вторую половину года. Как отмечает производитель, с восемью пассажирами и тремя членами экипажа новый французский флагман будет способен пролететь 6450 морских миль на скорости 0,80 Маха. Он оснащается усовершенствованной версией двигателей Pratt и Whitney Canada PW307D (тяга на 5% больше по сравнению с PW307A у Falcon 7X). В сочетании с модернизированным крылом, новая силовая установка позволит 8X тратить на 35% меньше топлива, чем любой другой самолет в сегменте ультрабольшой дальности, что соответствующим образом отразится на эксплуатационных расходах. А уже в июле мир увидел и вторую новинку от французского производителя – 5Х. Falcon 5X был анонсирован на NBAA-2013 в Лас-Вегасе и стал одним из самых ожидаемых среди новых моделей бизнес-джетов. Самолет, стоимостью $45 млн. и способный перевозить до 16 пассажиров, долгое время оставался под завесой тайны. По слухам, французам даже пришлось приостановить проект в результате кризиса 2008 года и произвести ревизию программы. В результате бизнес-джет вырос в размере и перешел в более высокий класс. Первый полет нового бизнес-джета планируется на начало 2016 год, а ввод в эксплуатацию – на 2017 год.
Для бразильского Embraer минувший год стал настоящим прорывом в «среднем классе». В течении года активно продолжались поставки новейшего Legacy 500, который уже завоевал признание на всех континентах, но, а самым важным событием стала передача первого Legacy 450, который к моменту начала поставок получил улучшенные летно-технические характеристики. Legacy 500 представляет собой совершенно новую разработку, и унифицирован на 95% с меньшим Legacy 450. На самолет устанавливается авионика Pro Line Fusion компании Rockwell Collins. Кроме того, он имеет электродистанционную систему управления (fly-by-wire). Кстати, Legacy 500 является самым маленьким самолетом бизнес-класса, который имеет ЭДСУ. Практическая дальность полета Legacy 500 с двумя пилотами и четырьмя пассажирами на борту составит 3000 морских миль (5500 км), максимальная высота полета — 45000 футов (13,7 тыс. м), крейсерская скорость — 0,82M. Максимальная вместимость бизнес-джета составляет два пилота и 12 пассажиров.
Cessna (Textron) на протяжении года оставалась главным ньюсмейкером на рынке. В самом начале года в торжественной обстановке с производственной линии в г. Вичита вышел первый серийный Citation Latitude., поставки которого активно начались со второй половины 2015 года. Citation Latitude стал очередной новой разработкой Cessna, в которой компания использовала «антикризисный» подход к проектированию. То есть были использованы некоторые отработанные технологии и узлы, к которым добавились новые возможности. Latitude достались некоторые узлы крыла, кормовая секция и двигатели PW306D от 12-местного Citation Sovereign +. При этом фюзеляж увеличен, и салон является на данный момент самым широким среди самолетов Cessna, причем по всей длине, а она превышает 21 фут, пассажир может встать в полный рост.
В течении же года Textron Aviation неоднократно говорила и о своей новой разработке -суперсреднем Citation Longitude. В Textron ожидают, что новый бизнес-джет стоимостью в $ 25,9 млн. впервые поднимется в воздух уже в текущем году, а год спустя будет поставлен первому заказчику. В конструкции Longitude будут такие же, как на меньшем Latitude, сечение фюзеляжа, окна, пассажирские сиденья и алюминиевые конструкции, но он будет на девять футов (2,7 м) длиннее. Бизнес-джет будет иметь пассажирский салон длинною 31 фут (9,5 м) с 8 пассажирскими креслами, грузоподъемность с полной заправкой топливом в 1950 фунтов, а максимальный взлетный вес около 55000 фунтов. Взлетная дистанция при максимальном взлетном весе составит примерно 5400 футов (1650 м). При полетах на расстояние до 2000 миль самолету потребуется взлетно-посадочная полоса длинной до 4000 футов. Максимальная крейсерская скорость составит М=0,84, а максимальная допустимая эксплуатационная скорость М=0,86.
А уже под конец года производитель объявил, что планирует выйти на рынок больших бизнес-джетов, разработав с чистого листа новый самолет Citation Hemisphere с дальностью полета 4500 морских миль. Longitude и Hemisphere присоединятся к Citation Latitude, тем самым полностью укомплектовав семейство из трех новых самолетов Citation с большими салонами. Новейший Citation Hemisphere займет место флагмана производителя. Предполагается он будет стоить $30-35 млн, диаметр поперечного сечения фюзеляжа составит 2,59 м (102 дюймов), а также самолет получит несколько передовых для Cessna технологий, в том числе ограниченную электродистанционную систему управления полетом. По графику первый полет Hemisphere должен состояться в конце 2019 года.
Для швейцарского Pilatus Aircraft минувший год также выдался весьма удачным. Компания продолжала активно испытывать свой первый бизнес джет РС-24 поставки которого, начнутся в следующем году. Сейчас Pilatus Aircraft обеспечен производством РС-24 на три года. Напомним, что на майской выставке ЕВАСЕ-2014 Pilatus Aircraft открыла прием заказов на PC-24, стоимостью $8,9 млн. По сообщению производителя, в течение первых двух дней работы выставки портфель заказов пополнился на 84 самолета. Таким образом, все слоты на поставку PC-24, запланированные между началом поставок в 2017 году и до конца 2019, были проданы. Продажи осуществлялись на основе обязательных договоров и невозмещаемых депозитов, и все заказчики бизнес-джета взяли на себя такие обязательства. В Pilatus приняли сознательное решение не принимать заказы на поставку в 2020 и позднее, предпочитая подождать развития ситуации на рынке. После того как самолет будет сертифицирован, компания объявит планы открытия слотов на поставку PC-24 после 2020 года. Согласно данным компании, самолет будет иметь дальность 3300 км (2051 миль) и развивать крейсерскую скорость с шестью пассажирами на борту равной 786 км/ч (или 488 миль/ч). Самолет оснащен двумя установленными на пилонах в хвосте силовыми установками Williams FJ44-4A, а также оборудован большой, как на РС12, грузовой дверью и герметичным багажным отделением со свободным доступом во время полета. Основными преимуществами этого «внедорожного» самолета перед «одноклассниками» будут взлетно-посадочные характеристики, позволяющие самолету взлетать с дистанции 820 м (2690 фут), а посадочная дистанция будет составлять 770 м (2526 футов). Шасси самолета РС24 будет предназначено для полетов с грунтовых и травяных взлетно-посадочных полос, позволяя использовать Pilatus PC-24 в труднодоступных и с неразвитой инфраструктурой аэропортах во всех частях мира. Но, а под занавес 2015 года швейцарцы представили новую версию своего популярного турбопропа PC-12NG. Если кратко охарактеризовать модель нынешнего года, то можно смело говорить об улучшенных летно-технических характеристиках и комфорте для пассажиров.
И наконец долгожданная мировая новость пришла из стана Honda Aircraft. 23 декабря 2015 года компания Honda Aircraft в торжественной обстановке в своей штаб-квартире в Гринсборо, Северная Каролина, передала бизнес-джет HondaJet первому клиенту. Это событие последовало после получения 8 декабря HondaJet полного сертификата типа FAA. HondaJet стал первым в Японии самолетом, который был полностью разработан частной компанией и без поддержки со стороны государства. Бизнес-джет может принять на борт до 8 пассажиров и способен лететь со скоростью более 770 км/ч и на высоте свыше 13 тысяч метров. Стоимость самолета составляет примерно $4,5 млн.
В прошлом году мы вновь много говорили о сверхзвуке и на то были веские причины. Aerion Corp. и Flexjet LLC сообщили, что американский оператор разместил заказ на 20 самолетов Aerion AS2 - первых в мире серийных сверхзвуковых бизнес-джетов. Flexjet станет первым оптовым покупателем AS2. Aerion и Flexjet совместно создадут уникальный проект внутренней отделки AS2 в стиле роскошных интерьеров недавно представленного компанией Flexjet флота самолетов Red Label. По прогнозам Flexjet, многие клиенты посредством инновационной программы Глобального доступа будут заказывать джеты AS2 в сочетании с другими самолетами Flexjet большей пассажировместимости, пользуясь скоростными преимуществами AS2 в случаях с особенно плотными графиками перелетов - например, при необходимости осуществлять межконтинентальные перелеты туда и обратно за один день.
Но не только производители «отличались» в прошлом году громкими заявлениями и анонсами. Пожалуй, самой крупной сделкой по приобретению за последние несколько лет можно назвать покупку Luxaviation ExecuJet Aviation Group за неназванную сумму (по мнению аналитиков сумма может составить сотни миллионов евро). Как и в случае с другими приобретениями люксембургской компании, ExecuJet будет продолжать работать под собственным именем и с нынешней управленческой командой. Приобретение швейцарской компании делает Luxaviation вторым оператором в мире, после NetJets (около 700 самолетов), по управляемому авиапарку. А к концу нынешнего десятилетия люксембургский оператор планирует увеличить свой флот до 500 самолетов.
А на рынке FBO настоящая сенсация. BBA Aviation Plc (BBA), один из крупнейших в мире провайдеров ТОиР и обслуживания бизнес-джетов, согласился на условия по 100% приобретению Landmark Aviation. Активы Landmark Aviation оценены в $2,065 млрд. В начале 2016 года акционеры BBA Aviation должны официально одобрить достигнутые договоренности. После этого BBA Aviation Plc безусловно станет самым крупным игроком на рынке деловой авиации. Ранее, ВВА уже приобрел главного конкурента Landmark Aviation – Signature Flight Support, которому, впрочем, сохранили бренд.
От Landmark Aviation новым владельцам достанутся 68 собственных FBO (плюс 133 комплекса, доставшихся от Signature Flight Support) и около ста действующих контрактов на управление воздушными судами. Услуги по ТОиР, которые раньше предоставлял Landmark Aviation, будут доступны через TECHNICAir и CSE Citation Centre – бренды, ранее принадлежавшие Signature Flight Support.
Начнем с прогнозов – они более-менее утешительные. Согласно многочисленным исследованиям, в ближайшие 10 лет производители поставят заказчикам 9100 новых самолетов на сумму $259 млрд. Таким образом, аналитики немного скорректировал свои прошлогодние прогнозы. В 2014 году цифры по поставкам были более скромны: 8190 бизнес-джетов стоимостью $198 млн. Согласно последним данным среднегодовой темп роста составит 3%. Лидером поставок вновь остается Северная Америка. В цифровом исчислении на рынок будет поставлено 4850 самолетов на $130 млрд. Далее идут Европа и Африка (2100 воздушных судов на $64 млрд.), Ближний Восток и Азиатско-Тихоокеанский регион с 1500 самолетов стоимостью $54 млрд. и Латинская Америка (650 самолетов на сумму $11 млрд.). Ультрадальные бизнес-джеты и самолеты с большими кабинами по-прежнему будут лидировать с точки зрения количества поставленных машин. Ожидается, что в ближайшие десять лет на их долю придется 3400 поставок на $175 млрд. На средний сегмент придется 3280 поставок на $66 млрд. Прогноз по легким джетам почти не претерпел изменений – 2420 самолетов на $18 млрд.
Что же касается вторичного рынка, то здесь ситуация следующая. В соответствии с последними докладами экспертов, по итогам 2015 года было выставлено на продажу приблизительно 11% от всего эксплуатируемого флота бизнес-джетов, при этом данное значение по-прежнему ниже исторически среднего уровня в 13%. В то время как запасы «молодых» самолетов (от 0 до 10 лет) выросли на 2%, относительное количество «очень молодых» воздушных судов (от 0 до 5 лет) снизилось на 2%, а общее снижение в данной категории относительно 2014 года составило 12%. Количество выставленных на продажу самолетов возрастом от 6 до 10 лет выросло на 20%. При этом только 7% «молодого» флота продается в Северной Америке. В последнем опросе игроков рынка бизнес-авиации, проведенного различными финансовыми институтами, отмечается слабость сегмента деловых самолетов с большими салонами, что объясняется в основном проседанием спроса со стороны развивающихся рынков. Приблизительно 61% респондентов отметили значительное негативное воздействие от слабости развивающихся рынков и девальвации валют, а 62% считают крупногабаритные самолеты наиболее пострадавшими в данной ситуации.
Главными ньюсмейкерами 2015 года конечно же стали производители, которые с усиленной энергией пытались доказать, что они лучшие. В итоге мы увидели первые полеты новых джетов от Gulfstream, Dassault, Cessna, первые поставки бразильских Legacy 450/500, канадского Challenger 650 и Honda Jet. Однако не обошлось и без громких финансовых новостей. Но обо всем по порядку и начнет, пожалуй, с производителей.
Законодатель моды в ультрадальнем классе Gulfstream Aerospace в мае прошлого года впервые поднял в воздух свой новый самолет G500, который является частью нового семейства самолетов производителя (G500 и G600). Ожидается, что G500 получит сертификат типа от Федеральной авиационной администрации США и Европейского агентства авиационной безопасности в 2017 году, а ввод в строй – в 2018 году. Сейчас же в летной программе участвуют три прототипа, что дает повод надеется, что ранее обозначенные сроки сертификации не будут скорректированы. А уже в ноябре прошлого года Gulfstream представил переработанный полноразмерный макет самолета Gulfstream G600, который отличается максимальным простором, удобством, комфортабельностью и эффективностью. Сертификация G600 планируется на 2018 год с вводом в эксплуатацию в 2019 году. Но, а самой важной вехой прошлого года для американского производителя стала юбилейного поставка 150 самолета G650. На первые сто пятьдесят машин американской производителю понадобилось лишь три года.
Канадский Bombardier в прошлом году также радовал публику хорошими новостями, продемонстрировав первые два летных прототипа Global 7000 на самой современной сборочной линии компании в Торонто. На первом опытном Global 7000 уже установлены двигатели, а структурные компоненты смонтированы, в том числе все секции фюзеляжа, крылья, шасси и хвостовое оперение. Второй опытный прототип находится на окончательной стадии сборки. Также на различных стадиях производства и монтажа находятся еще два прототипа. Анонс программы семейства ультрадальних бизнес-джетов Global 7000 и 8000 состоялся в сентябре 2010 года. Global 7000 по размерам больше своего собрата и имеет расчетную дальность 7300 морских миль (10 пассажиров, экипаж из четырех человек и скорость 0,85 Маха). Более короткий Global 8000 будет летать на дальность 7900 миль при тех же условиях, но с восемью пассажирами. Global 7000 получил самый большой в бизнес-классе салон, а Global 8000 – увеличенную дальность полета. Если 7000 перевезет десять человек без дозаправки из Лондона в Сингапур, из Нью-Йорка в Дубай или из Пекина в Вашингтон, то 8000 с восемью пассажирами на борту перелетит из Сиднея в Лос-Анджелес, а из Гонконга или Мумбаи в Нью-Йорк. А уже под занавес года пришла приятная новость - NetJets ввел в эксплуатацию первый Bombardier Challenger 650, начав таким образом историю обновленного джета популярного семейства Challenger. И даже волевое решение о закрытии программы суперсреднего Learjet 85 навряд ли испортило общий позитивный фон.
Dassault Falcon как всегда не остался в стороне, активно продвигая две принципиально новые модели – 8Х и 5Х. «Восьмерка», которая является крупнейшим, самым быстрым и самым дальним самолетом из шести бизнес-джетов французского производителя, поднялась в небо в феврале прошлого года. Сертификации EASA и FAA нового бизнес-джета Falcon 8X ожидается в середине 2016 года, а первые поставки намечены на вторую половину года. Как отмечает производитель, с восемью пассажирами и тремя членами экипажа новый французский флагман будет способен пролететь 6450 морских миль на скорости 0,80 Маха. Он оснащается усовершенствованной версией двигателей Pratt и Whitney Canada PW307D (тяга на 5% больше по сравнению с PW307A у Falcon 7X). В сочетании с модернизированным крылом, новая силовая установка позволит 8X тратить на 35% меньше топлива, чем любой другой самолет в сегменте ультрабольшой дальности, что соответствующим образом отразится на эксплуатационных расходах. А уже в июле мир увидел и вторую новинку от французского производителя – 5Х. Falcon 5X был анонсирован на NBAA-2013 в Лас-Вегасе и стал одним из самых ожидаемых среди новых моделей бизнес-джетов. Самолет, стоимостью $45 млн. и способный перевозить до 16 пассажиров, долгое время оставался под завесой тайны. По слухам, французам даже пришлось приостановить проект в результате кризиса 2008 года и произвести ревизию программы. В результате бизнес-джет вырос в размере и перешел в более высокий класс. Первый полет нового бизнес-джета планируется на начало 2016 год, а ввод в эксплуатацию – на 2017 год.
Для бразильского Embraer минувший год стал настоящим прорывом в «среднем классе». В течении года активно продолжались поставки новейшего Legacy 500, который уже завоевал признание на всех континентах, но, а самым важным событием стала передача первого Legacy 450, который к моменту начала поставок получил улучшенные летно-технические характеристики. Legacy 500 представляет собой совершенно новую разработку, и унифицирован на 95% с меньшим Legacy 450. На самолет устанавливается авионика Pro Line Fusion компании Rockwell Collins. Кроме того, он имеет электродистанционную систему управления (fly-by-wire). Кстати, Legacy 500 является самым маленьким самолетом бизнес-класса, который имеет ЭДСУ. Практическая дальность полета Legacy 500 с двумя пилотами и четырьмя пассажирами на борту составит 3000 морских миль (5500 км), максимальная высота полета — 45000 футов (13,7 тыс. м), крейсерская скорость — 0,82M. Максимальная вместимость бизнес-джета составляет два пилота и 12 пассажиров.
Cessna (Textron) на протяжении года оставалась главным ньюсмейкером на рынке. В самом начале года в торжественной обстановке с производственной линии в г. Вичита вышел первый серийный Citation Latitude., поставки которого активно начались со второй половины 2015 года. Citation Latitude стал очередной новой разработкой Cessna, в которой компания использовала «антикризисный» подход к проектированию. То есть были использованы некоторые отработанные технологии и узлы, к которым добавились новые возможности. Latitude достались некоторые узлы крыла, кормовая секция и двигатели PW306D от 12-местного Citation Sovereign +. При этом фюзеляж увеличен, и салон является на данный момент самым широким среди самолетов Cessna, причем по всей длине, а она превышает 21 фут, пассажир может встать в полный рост.
В течении же года Textron Aviation неоднократно говорила и о своей новой разработке -суперсреднем Citation Longitude. В Textron ожидают, что новый бизнес-джет стоимостью в $ 25,9 млн. впервые поднимется в воздух уже в текущем году, а год спустя будет поставлен первому заказчику. В конструкции Longitude будут такие же, как на меньшем Latitude, сечение фюзеляжа, окна, пассажирские сиденья и алюминиевые конструкции, но он будет на девять футов (2,7 м) длиннее. Бизнес-джет будет иметь пассажирский салон длинною 31 фут (9,5 м) с 8 пассажирскими креслами, грузоподъемность с полной заправкой топливом в 1950 фунтов, а максимальный взлетный вес около 55000 фунтов. Взлетная дистанция при максимальном взлетном весе составит примерно 5400 футов (1650 м). При полетах на расстояние до 2000 миль самолету потребуется взлетно-посадочная полоса длинной до 4000 футов. Максимальная крейсерская скорость составит М=0,84, а максимальная допустимая эксплуатационная скорость М=0,86.
А уже под конец года производитель объявил, что планирует выйти на рынок больших бизнес-джетов, разработав с чистого листа новый самолет Citation Hemisphere с дальностью полета 4500 морских миль. Longitude и Hemisphere присоединятся к Citation Latitude, тем самым полностью укомплектовав семейство из трех новых самолетов Citation с большими салонами. Новейший Citation Hemisphere займет место флагмана производителя. Предполагается он будет стоить $30-35 млн, диаметр поперечного сечения фюзеляжа составит 2,59 м (102 дюймов), а также самолет получит несколько передовых для Cessna технологий, в том числе ограниченную электродистанционную систему управления полетом. По графику первый полет Hemisphere должен состояться в конце 2019 года.
Для швейцарского Pilatus Aircraft минувший год также выдался весьма удачным. Компания продолжала активно испытывать свой первый бизнес джет РС-24 поставки которого, начнутся в следующем году. Сейчас Pilatus Aircraft обеспечен производством РС-24 на три года. Напомним, что на майской выставке ЕВАСЕ-2014 Pilatus Aircraft открыла прием заказов на PC-24, стоимостью $8,9 млн. По сообщению производителя, в течение первых двух дней работы выставки портфель заказов пополнился на 84 самолета. Таким образом, все слоты на поставку PC-24, запланированные между началом поставок в 2017 году и до конца 2019, были проданы. Продажи осуществлялись на основе обязательных договоров и невозмещаемых депозитов, и все заказчики бизнес-джета взяли на себя такие обязательства. В Pilatus приняли сознательное решение не принимать заказы на поставку в 2020 и позднее, предпочитая подождать развития ситуации на рынке. После того как самолет будет сертифицирован, компания объявит планы открытия слотов на поставку PC-24 после 2020 года. Согласно данным компании, самолет будет иметь дальность 3300 км (2051 миль) и развивать крейсерскую скорость с шестью пассажирами на борту равной 786 км/ч (или 488 миль/ч). Самолет оснащен двумя установленными на пилонах в хвосте силовыми установками Williams FJ44-4A, а также оборудован большой, как на РС12, грузовой дверью и герметичным багажным отделением со свободным доступом во время полета. Основными преимуществами этого «внедорожного» самолета перед «одноклассниками» будут взлетно-посадочные характеристики, позволяющие самолету взлетать с дистанции 820 м (2690 фут), а посадочная дистанция будет составлять 770 м (2526 футов). Шасси самолета РС24 будет предназначено для полетов с грунтовых и травяных взлетно-посадочных полос, позволяя использовать Pilatus PC-24 в труднодоступных и с неразвитой инфраструктурой аэропортах во всех частях мира. Но, а под занавес 2015 года швейцарцы представили новую версию своего популярного турбопропа PC-12NG. Если кратко охарактеризовать модель нынешнего года, то можно смело говорить об улучшенных летно-технических характеристиках и комфорте для пассажиров.
И наконец долгожданная мировая новость пришла из стана Honda Aircraft. 23 декабря 2015 года компания Honda Aircraft в торжественной обстановке в своей штаб-квартире в Гринсборо, Северная Каролина, передала бизнес-джет HondaJet первому клиенту. Это событие последовало после получения 8 декабря HondaJet полного сертификата типа FAA. HondaJet стал первым в Японии самолетом, который был полностью разработан частной компанией и без поддержки со стороны государства. Бизнес-джет может принять на борт до 8 пассажиров и способен лететь со скоростью более 770 км/ч и на высоте свыше 13 тысяч метров. Стоимость самолета составляет примерно $4,5 млн.
В прошлом году мы вновь много говорили о сверхзвуке и на то были веские причины. Aerion Corp. и Flexjet LLC сообщили, что американский оператор разместил заказ на 20 самолетов Aerion AS2 - первых в мире серийных сверхзвуковых бизнес-джетов. Flexjet станет первым оптовым покупателем AS2. Aerion и Flexjet совместно создадут уникальный проект внутренней отделки AS2 в стиле роскошных интерьеров недавно представленного компанией Flexjet флота самолетов Red Label. По прогнозам Flexjet, многие клиенты посредством инновационной программы Глобального доступа будут заказывать джеты AS2 в сочетании с другими самолетами Flexjet большей пассажировместимости, пользуясь скоростными преимуществами AS2 в случаях с особенно плотными графиками перелетов - например, при необходимости осуществлять межконтинентальные перелеты туда и обратно за один день.
Но не только производители «отличались» в прошлом году громкими заявлениями и анонсами. Пожалуй, самой крупной сделкой по приобретению за последние несколько лет можно назвать покупку Luxaviation ExecuJet Aviation Group за неназванную сумму (по мнению аналитиков сумма может составить сотни миллионов евро). Как и в случае с другими приобретениями люксембургской компании, ExecuJet будет продолжать работать под собственным именем и с нынешней управленческой командой. Приобретение швейцарской компании делает Luxaviation вторым оператором в мире, после NetJets (около 700 самолетов), по управляемому авиапарку. А к концу нынешнего десятилетия люксембургский оператор планирует увеличить свой флот до 500 самолетов.
А на рынке FBO настоящая сенсация. BBA Aviation Plc (BBA), один из крупнейших в мире провайдеров ТОиР и обслуживания бизнес-джетов, согласился на условия по 100% приобретению Landmark Aviation. Активы Landmark Aviation оценены в $2,065 млрд. В начале 2016 года акционеры BBA Aviation должны официально одобрить достигнутые договоренности. После этого BBA Aviation Plc безусловно станет самым крупным игроком на рынке деловой авиации. Ранее, ВВА уже приобрел главного конкурента Landmark Aviation – Signature Flight Support, которому, впрочем, сохранили бренд.
От Landmark Aviation новым владельцам достанутся 68 собственных FBO (плюс 133 комплекса, доставшихся от Signature Flight Support) и около ста действующих контрактов на управление воздушными судами. Услуги по ТОиР, которые раньше предоставлял Landmark Aviation, будут доступны через TECHNICAir и CSE Citation Centre – бренды, ранее принадлежавшие Signature Flight Support.