Вторичный рынок стагнирует


Консалтинговая компания JetNet выпустила отчет о состоянии вторичного рынка деловых самолетов и вертолетов в декабре и за весь 2016 год

Консалтинговая компания JetNet выпустила отчет о состоянии вторичного рынка деловых самолетов и вертолетов в декабре и за весь 2016 год. Большинство сегментов рынка демонстрируют более низкий уровень запасов при уменьшении количества сделок купли-продажи в 2016 году по сравнению с 2015 годом. Доля выставленного на продажу флота во всех сегментах рынка, за исключением поршневых вертолетов, в декабре была ниже в годовом исчислении.

Время экспозиции бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов в декабре было меньше по сравнению с прошлым годом (на 9 и 22 дня соответственно). Тем не менее, в течение прошлого года в сегменте бизнес-джетов зафиксировано снижение средней цены на 7,3%, и на столько же уменьшилось количество сделок купли-продажи. Сделок с турбовинтовыми самолетами было проведено на 0,2% больше при увеличении запрашиваемой цены на 0,9%.

Исторически так сложилось, что 2009 год стал пиковым годом с точки зрения количества выставленных на продажу бизнес-джетов (2782 самолетов или 16,3% от эксплуатируемого флота в декабре 2009 г.). С тех пор, наименьшее количество продающихся бизнес-джетов было в 2014 году (2202 или 11% от флота). В следующем году наблюдалось увеличение (2359 или 11,5% от парка), но в 2016 году уровень опять пошел на спад (2315 или 11%).

С 2005 года мировые запасы бизнес-джетов не опускались ниже 10%, что традиционно считается границей перехода от рынка покупателя к рынку продавца. Эксперты JetNet считают, что для того чтобы мы увидели рынок продавца (ниже 10%) в 2017 году необходимо будет сокращение запасов на вторичном рынке на более чем 200 бизнес-джетов или аналогичное сокращение количества самолетов в эксплуатации.

Число сделок купли-продажи в 2016 г., в том числе в лизинг (зарегистрированных по состоянию на 30 января 2017 г.), снизилось до 2442 или на 7,3% по сравнению с 2015 годом, закончив шестилетний период роста. Возможно это признак того, что вторичный рынок меняет направление – растут запасы и снижается количество сделок. 

Также эксперты JetNet зафиксировали сокращение сделок по всем сегментам бизнес-джетов. Всего в 2016 году по сравнению с 2015 годом совершено на 193 сделки меньше или на 7,3%. В тяжелом классе наблюдалось наибольшее снижение числа сделок, на 81 или 8,9%, затем следуют джеты среднего класса, на 56 или 8,2% меньше сделок.

«Восстановление бизнес-авиации в посткризисный период не вызывало восторг. Теперь, когда наступил 2017 год, мы надеемся, что вторичный рынок США, наряду с улучшением мировой экономики, станет драйвером для продаж новых самолетов. Но на данный момент продолжает оставаться ситуация рынка покупателя», - говорят в JetNet.