Разворот может произойти уже в 2017 году


На фоне продолжающейся неопределенности рынка в 2017 году, Ричард Кое из WINGX Advance не ожидает кардинальных перемен в объемах продаж авиационной отрасли

На фоне продолжающейся неопределенности рынка в 2017 году, Ричард Кое из WINGX Advance не ожидает кардинальных перемен в объемах продаж авиационной отрасли. Однако это может быть совсем другая история для деятельности авиапроизводителей.

Индустрия деловой авиации начала 2016 год мрачна, на фоне снижения уверенности рынка перед лицом геополитических толчков, ознаменовавших неспокойный год. Испуганные волатильностью всех ключевых индексов, которые традиционно поддерживали отрасль, покупатели воздушных судов опустили головы. Когда позади было уже три четверти года, поставки в бизнес-авиации снизились на 5 процентов по объему и выросли более чем на 10 процентов по стоимости. Ожидалось, что избрание Трампа приведет к дальнейшему спаду рынка, однако в непредсказуемый год экономика США приободрилась, а отраслевые опросы показывают, что бизнес-авиация воспряла духом.

Теперь сложно не заметить позитивные импульсы от победы Трампа. Большая программа развития инфраструктуры, включая аэропорты, будет способствовать повышению доходов производителей. Его намеренное снижение налогов станет несоразмерно выгодным для ультра-богатых людей, имеющих возможность приобретать бизнес-джеты. Финансовая экспансия окажет поддержку ценам на нефть, и действительно, в случае с внешней политикой Трампа, особенно если он возобновит санкции против Ирана, будет способствовать возврату цены барреля нефти к 80 долларам США. Не очень хорошие новости для стран-импортеров энергоресурсов, но определенный бонус для энергетического сектора США, а также бухгалтерских балансов мировых экспортеров нефти, которые в лучшие времена были отличными рынками сбыта новых бизнес-джетов.

Что хорошо для американского рынка, не обязательно является благом для мирового рынка бизнес-джетов – даже если доля США в новых поставках воздушных судов сейчас превышает 60 процентов. Обещание стимулируемой Трампом фискальной экспансии американской экономики ускорит программу процентных ставок ФРС США, а вместе с ней и укрепление доллара.

Это ослабит американский экспорт и может особенно сильно отразиться на производителях бизнес-джетов с широким международным присутствием, таких как Gulfstream и Bombardier. Они бы выиграли от возможной поддержки администрацией Клинтон программы финансирования Экспортно-импортного банка США, которую, по словам Трампа, он намерен упразднить.

Помимо того, что производство воздушных судов, произведенных в США, станет дороже, необузданный доллар также поставит под угрозу приемлемый уровень долга ряда развивающихся стран, таких как Бразилия и Турция. Другие страны БРИКС, такие как Китай и Индия, могут извлечь выгоду из относительной конкурентоспособности своих валют и сильной тенденции к внутреннему потреблению в США. Однако эти государства по-прежнему являются относительно небольшими рынками для деловой авиации, сдерживаемыми прежде всего внутренними барьерами, будь то налоги на импорт, инфраструктура и нехватка квалифицированных кадров, ограничения воздушного пространства и коррупционные скандалы, подрывающие спрос. Россия и Ближний Восток являются более крупными рынками для бизнес-джетов, и оба региона выиграют от повышения цен на нефть в 2017 году.

Для Европы выборы Трампа подбрасывают дров в популистский огонь. После того, как премьер-министр Италии Ренци увлекся последним референдумом, следующие барьеры – это голландские, французские и германские выборы 2017 года. Вопрос с последствиями «Брексита» по-прежнему остается открытым, но никого не должно удивлять, что британские компании воздерживаются от инвестиций, включая покупку бизнес-джетов. И независимо от «Брексита», цикл восстановления экономики в еврозоне продолжает оставаться удручающе вялым. Тем не менее, в ежегодном опросе Honeywell по закупкам воздушных судов, проведенном в ноябре, были отмечены относительно сильные настроения для Европы: операторы планируют довести обновление парка воздушных судов до 30 процентов в течение следующих 5 лет по сравнению с общемировым показателем в 27 процентов.

Мировые финансовые рынки хорошо отреагировали на избранного президента, но перспективы растущей волны глобального ВВП вскоре сойдут на нет в случае материализации некоторых грозных недостатков Трампономики. Его финансовая программа раздует и без того огромный федеральный долг, который усугубляется ростом процентных ставок. Экспансия может обернуться сокращением, если следом ему будет необходимо повысить налоги и сократить расходы, чтобы оставаться платежеспособным государством. Многое может зависеть от желания иностранных кредиторов, не в последнюю очередь – от китайцев, что делает воинственные торговые переговоры Трампа опасными. Переход к протекционизму уже привел к выходу из американских региональных торговых соглашений с Азией и Европой. Знаковая стена Трампа на границе с Мексикой еще больше усложнит жизнь корпорациям США, особенно тем, кто перевел производственные объекты через границу, в офшор.

Один из главных вопросов для прогнозистов, изучающих 2017 год, будет заключаться в том, следует ли больше сосредотачиваться на макро- или микроэкономике. Макроэкономика – по крайней мере, медовый месяц для ВВП США, прежде чем возникнут сложности - действительно сулят лучший год для деловой авиации. Но консенсус-прогноз для поставок новых бизнес-джетов в следующем году пессимистичен, а оживление не наступит до 2018 года. Отчасти это именно то время, которое требуется для созревания экономического роста. Но более важным препятствием для развития промышленности является избыток предложения на рынке авиации. Оригинальным производителям придется еще и сокращать производство для устранения такого дисбаланса. Пока они этого не сделают, цены будут продолжать снижаться, тем самым уменьшая ликвидационную стоимость и препятствуя новым приобретениям бизнес-джетов.