Рынок идет к новой реальности


«Новая реальность» — это резкое обесценивание бизнес-джета в первые пять-шесть лет жизни

Ожидается, что до конца года стоимость деловых самолетов на вторичном рынке продолжит сокращаться, поскольку все большая доля запасов приходится на старые модели. Также, по данным консалтинговой компании Asset Insight, число продавцов на вторичном рынке традиционно увеличивается в четвертом квартале.

 

В третьем квартале средняя запрашиваемая цена упала на 6%, при этом все основные категории самолетов показали снижение. В четвертом квартале ожидается, что падение стоимости крупноразмерных самолетов составит 24%, по сравнению с третьим кварталом, а цена легких джетов упадет на 13%. Также эксперты Asset Insight считают, что стоимость средних бизнес-джетов будет снижаться, но более медленным темпом – на 3%, в то время как цены на турбовинтовые самолеты будут увеличиваться.

Выступая на американском корпоративном авиационном саммите Aeropodium, который проходил в этом месяце в Вашингтоне, округ Колумбия, президент Asset Insight Энтони Кьюзис изложил ряд факторов, которые играют роль в нынешней динамике ценообразования. «Самолеты с более высокой стоимостью – свежие и в хорошем состоянии – продаются относительно быстро», - сказал Кьюзис. «А на рынке остаются более старые самолеты, у которых более высокие потребности в содержании. И чем больше потребность в содержании, тем, в зависимости от цены, они дольше остаются на рынке».

«Причина, по которой они так долго продаются ... имеет отношение к менталитету покупателя и продавца», - сказал он. «У покупателей и продавцов разные ожидания. Покупатели будут ждать корректировки цен основываясь на длительном времени экспозиции, но это может привести к тому, что цена самолета опустится ниже ожиданий владельцев. А у некоторых совсем старых моделей расходы на экспозицию могут превысить стоимость самолета».

По словам Кьюзиса, так как такие «нежеланные» самолеты остаются на рынке, предложение продолжает расти. Продавцы старых самолетов не могут «перекупить» такие самолеты без наличия потенциальных покупателей. Это продолжает увеличивать рост запасов, а учитывая, что большинство потенциальных покупателей являются собственниками воздушных судов, то общий спрос остается на прежнем уровне.

Энтони Кьюзис говорит, что это всего лишь один из факторов, влияющий на рынок. Другим является изменение отношения состоятельных людей к владению. На фоне того, что их количество выросло, люди с новым богатством являются частью «обычной экономики путешествий», то есть они предпочитают арендовать самолеты, а не приобретать собственные.

Также глава Asset Insight выступил на недавней конференции Corporate Jet investor в Майами, на которой рассказал, что в настоящее время владельцы новых бизнес-джетов должны готовится к тому, что их активы будут обесцениваться по меньшей мере на 50% процентов в течении первых пяти лет, в то время как владельцы самолетов старше 15-20 лет должны понимать, что они могут стать последними владельцем такого самолета.

По словам Кьюзиса, «новая реальность» — это резкое обесценивание бизнес-джета в первые пять-шесть лет жизни, при этом амортизация выравнивается между 10 и 15 годами владения. «Это увеличивает стоимость полетов для новых владельцев», - отметил он.

А Крис Миллер из Shearwater Aero Capital добавил, что темпы амортизации самолетов в настоящее время очень похожы на динамику рынка автомобилей класса люкс. «Многие из владельцев старых самолетов являются их последними хозяевами», - сказал он. «По большей части, они стали нематериальными активами. Проблема заключается в том, как им быть?» Миллер предположил, что единственным разумным вариантом для владельцев старых самолетов – продолжать летать до тех пор, пока это не станет слишком дорогостоящим или расстаться с ними в ближайшем будущем, пока еще есть достаточно большая база пользователей. Энтони Кьюзис добавил, что недорогая авионика NextGen может помочь старым самолетам дольше летать. Он также рекомендует замену двигателей как альтернативу дорогой модернизации.