Вторичный рынок перешел к продавцам


Консалтинговая компания JETNET выпустила отчет о состоянии вторичного рынка деловой авиации в декабре и за весь 2017 год

Консалтинговая компания JETNET выпустила отчет о состоянии вторичного рынка деловой авиации в декабре и за весь 2017 год. Компания обобщила ключевые мировые тенденции во всех сегментах рынка подержанных самолетов, сравнив декабрь 2017 года с декабрем 2016 года, а также 2017 год с 2016-м.

По данным JETNET, в настоящее время большинство сегментов рынка демонстрируют более низкие запасы при большем количестве сделок купли-продажами по сравнению с 2016 годом. В декабре процентная доля выставленного на продажу флота во всех сегментах рынка, за исключением поршневых вертолетов, была ниже чем годом ранее, а запасы бизнес-джетов снизились больше всего, на 1,1%. Все сегменты воздушных судов показали увеличение времени экспонирования в 2017 году по сравнению с 2016 годом, за исключением бизнес-джетов, которые продавались за то же время, что и в 2016 году.

 

Запасы подержанных бизнес-джетов неуклонно снижались с пика в 2938 самолетов в июле 2009 года до 2143 самолетов в декабре 2017 года, что дало сокращение доли эксплуатируемого флота с 17,7% в июле 2009 года до 9,9% в настоящее время. Относительное количество бизнес-джетов на вторичном рынке в течение 2017 года снизилось с 11,0% в январе до 9,9% в конце декабря 2017 года.

Поскольку рынок, наконец, опустился ниже 10%-ного уровня запасов, сейчас идет переходный период от рынка покупателя к рынку продавца. Сейчас количество доступных самолетов продолжает сокращаться, и все же многие модели демонстрируют застойное ценообразование, вызванное уменьшением остаточной стоимости, что характерно для посткризисного времени.

Но положительным знаком является то, что запасы на вторичном рынке снижаются, хотя и медленно. Эксперты компании рассчитывают, что объем подержанных воздушных судов продолжит сокращаться в 2018 году, что может привести к укреплению цен. Действительно, большинство авиационных брокеров сегодня говорят, что хорошие самолеты, которые были на рынке несколько лет назад, стало сложнее найти. И они советуют покупателям действовать сейчас. Совет «подождать несколько месяцев, и цена упадет» может быть не верным, так как наступает рынок продавца.

Дальнейший анализ 2017 года показывает разнонаправленные результаты по количеству сделок. При сравнении 2017 года с 2016, выросли продажи в сегменте бизнес-джетов (7,1%) и газотурбинных вертолетов (9,4%), а турбовинтовые самолеты и поршневые вертолеты продавались хуже.


Анализ 12-месячной средней скользящей по количеству сделок в сегменте бизнес-джетов и газотурбинных вертолетов с декабря 2011 года по декабрь 2017 года показывает, что с декабря 2011 года транзакции с бизнес-джетами неуклонно увеличивались до 2014 года с 2100 до 2600 сделок в октябре 2015 года. В 2015 году последовал спад, а в 2016 году наблюдалась разнонаправленная картина (около 2600 сделок в год).

Снизившись в декабре 2016 года до 2491 сделки, к декабрю 2017 года сегмент бизнес-джетов показал резкое восстановление (2668 сделки). Это может быть результатом роста спроса в США после того, как новоизбранная администрация нашла свой фундамент, а фондовый рынок вырос до рекордных максимумов.

 

Показав низкий уровень количества сделок в январе 2017 года, вторичный рынок газотурбинных вертолетов продемонстрировал очень быстрое восстановление к декабрю 2017 года. Это отличная новость может указывать на улучшение ситуации на рынке.

В 2017 году было проведено в общей сложности на 177 сделок с бизнес-джетами или на 7,1% больше по сравнению с 2016 годом. Тяжелые самолеты возглавили список с ростом на 146 транзакций (17,3%), а затем идут легкие джеты увеличением на 72 сделки или на 8,2%. Кроме того, в 2017 году с тяжелыми бизнес-джетами совершено наибольшее количество транзакций: 992 или 37% от общего количества в 2668 сделок.

 

Тем не менее, восстановление деловой авиации после рецессии было ниже ожидаемого. Теперь, когда настал 2018 год эксперты надеются, что вторичный рынок США, наряду с улучшениями в мировой экономике, продолжит стимулировать покупки новых самолетов. На данный момент рынок переходит в рыночную среду продавца.