Этим летом потребительский оптимизм относительно состояния деловой авиации продолжает расти
Этим летом потребительский оптимизм относительно состояния деловой авиации продолжает расти. Результаты проведенных компанией JetNet iQ опросов владельцев и операторов бизнес-джетов показывают, что сейчас оптимизм находится на самом высоком уровне с начала проведения исследований в 2011 году.
В настоящее время количество оптимистов превосходит пессимистов с внушительным соотношением 4,25 : 1, и во главе стоят владельцы и операторы как из Европы, так и из США. Продолжающийся рост богатства и доходности бизнеса, снижение безработицы и надежная уверенность потребителей и бизнеса способствуют расширенной экономической экспансии.
В то время как потребительский оптимизм и уровень использования воздушных судов находятся в позитиве, кажется, что на данный момент все важные индикаторы продаж на вторичном рынке и заказы на новые самолеты уже выровнены.
2017 год стал знаменательным годом для продаж подержанных бизнес-джетов, совершено более 2700 сделок купли-продажи по всему миру с ростом на более чем 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Нет сомнений, что такая активность в продажах помогла «очистить полки» от большинства свежих и высоколиквидных самолетов, которые были на рынке.
Таким образом, уровень инвентаризации неуклонно снижается и теперь составляет около 2000 бизнес-джетов выставленных на продажу по всему миру, что аналогично докризисным уровням, которые имели место в середине 2008 года, или 9,2% от активного флота. И только 7% продаваемых самолетов – около 135 машин – имеют возраст пять лет или меньше, что очень важно для производителей, которые устали конкурировать с ними за доступные сделки. Более 45% от выставленных на продажу джетов имеют возраст более 20 лет, и, предположительно, не будут проданы.
Согласно данным JetNet, продажи подержанных бизнес-джетов, включая лизинговые договоры с последующей продажей, в течение первых четырех месяцев года были на уровне прошлого года. Эта ситуация, несомненно, зависит от качества, возраста и состояния доступных для продажи самолетов. Некоторые операторы сообщили JetNet, что они по-прежнему планируют продать некоторые из своих бизнес-джетов, несовместимых с системой ADS-B, что позволит избежать либо хлопот, либо инвестиций, необходимых для доведения старого самолета до новых требований. Срок вступления в силу новых правил – 31 декабря 2019 года.
По данным GAMA, за исключением однодвигательных джетов и бизнес-лайнеров, поставки новых бизнес-джетов в первом квартале 2018 года выросли всего на три единицы, или примерно на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это полностью соответствует прогнозам JetNet iQ, так как производители с осторожностью относятся к увеличению темпов производства самолетов в условиях относительно спокойного спроса, а также при подготовке к переходу заводов и центров комплектации к выпуску новых сертифицированных моделей. И видя большое количество программ новых самолетов, таких как Gulfstream G500/G600, Cessna Citation Longitude, Bombardier Global 7500, Dassault Falcon 6X и Cessna Denali, или с временно закрытым приемом заказов пока производитель отлаживает производство, как в случае с Pilatus PC-24, клиенты не спешат раскошеливаться, по крайней мере пока.
JetNet iQ прогнозирует относительно «плоские» поставки новых бизнес-джетов в 2018 году, примерно на 2% больше, чем в 2017 году. Сертификация и ввод в эксплуатацию ряда новых самолетов во втором полугодии помогут стимулировать поставки. Ожидается, что отрасль выиграет от пика продаж конца года, что повысит уверенность производителей в 2019 году.
Исключая тотальную международную торговую войну между давними западными союзниками или какое-либо другое неблагополучное или катастрофическое событие, эксперты прогнозируют с 2019 года неуклонное улучшение темпов поставки новых бизнес-джетов, благодаря ряду ключевых факторов. К ним относятся оптимизм клиентов, привлекательность новых самолетов и технологий, постоянно растущий флот, устойчивый экономический рост, рост прибыльности бизнеса и повышение благосостояния, а также разработка новых бизнес-моделей для расширения сферы деловой авиации.
За 10-летний период с 2018 по 2027 год JetNet iQ прогнозирует, что будет поставлено 7900 новых бизнес-джетов со стоимостью $236 млрд. (в ценах 2018 года). Несмотря на весь энтузиазм в отношении новых и развивающихся рынков, эксперты ожидают, что США останутся лидерами рынка новых бизнес-джетов и на них придется более 60% от общего объема производства в течение следующих 10 лет.