Техас замерз, Европа шатается

Согласно еженедельному обзору WINGX Global Market Tracker, глобальная активность всех самолетов с начала 2021 года снизилась на 43%, при этом количество рейсов регулярных авиакомпаний упало на 50%, грузовые операции выросли на 10%, а трафик деловой авиации снизился на 11%.
В феврале тенденции авиаперевозок еще больше ухудшились несмотря на то, что миновала годовщина первоначального воздействия пандемии в 2020 году.

Спрос на бизнес-авиацию, который в феврале 2020 года практически не пострадал на глобальном уровне, в этом месяце также немного ослаб: выполнено на 12% меньше рейсов по сравнению с прошлым годом, а дефицит составил 21 000 рейсов. Мировые тенденции сильно расходятся: спрос в Европе все еще колеблется из-за возобновления пограничных ограничений, количество рейсов снизилось на 25% по сравнению с прошлым годом, Северная Америка относительно устойчива, на 11% ниже нормы, в Азии трафик растет по количеству полетов, но сокращается по налету, полеты в Южной Америке сейчас выше уровня 2020 года, а Африка в пределах 10% от нормы.  

Северная Америка

Активность бизнес-джетов в США продолжает преодолевать зимнюю волну вируса и связанные с этим ограничения: с начала февраля было выполнено 118 000 полетов, что составляет 93% от трафика в том же периоде 2020 года. Флорида является центром активности, количество рейсов увеличилось на 11% по сравнению с предыдущим годом. Трафик бизнес-джетов во Флориде находится на самом высоком уровне, на 18% больше, чем в прошлом году. Другие направления с двузначным ростом активности полетов в/из Флориды – Нью-Йорк, Джорджия, Техас и Колорадо. В феврале количество вылетов бизнес-джетов из Юты увеличилось более чем на 30%. Но есть два балласта – это Техас и Калифорния. В Техасе спрос резко упал из-за сильных морозов; во вторую неделю февраля активность деловой авиации из Техаса и внутри него снизилась на 52% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В аэропортах Сан-Антонио и Форт-Уэрт во время заморозков количество рейсов сократилось на 60%.

На всей территории США способность к восстановлению спроса явно склоняется в сторону чартерных рейсов: в феврале этого года чартерные операторы имеют чуть больший налет, чем в прошлом году, а количество рейсов снизилось всего на 3%. Операторы долевого владения и по управлению воздушными судами выполняют полеты в пределах 10% от нормы, а частные полеты собственников и корпоративных летных отделов – на 15% меньше, чем годом ранее. Популярные места для чартеров находятся во Флориде, при этом в аэропорту Уэст-Палм-Бич в этом месяце спрос на чартерные перевозки на 40% выше, чем в феврале 2020 года. Основным драйвером спроса, по-видимому, является отдых, что отражено в увеличении на 20% налета чартеров по сравнению с прошлым годом во время выходных, посвященных Дню Президента. С другой стороны, похоже, что на северо-востоке появляется сильная зона для регулярных шаттлов: количество рейсов из Флориды в Нью-Йорк в феврале увеличилось на 58%.

Европа

Чартерная активность в Европе гораздо менее здорова: в феврале наблюдается тенденция к снижению более чем на 20%, аналогично тому, как это было в июне 2020 года. Великобритания, обычно крупнейший чартерный рынок в регионе, уступает Германии и демонстрирует только половину активности в годовом исчислении. В отличие от этого чартерный рынок оживлен более чем когда-либо в Турции, России и по всей Восточной Европе от Украины до Латвии, Венгрии, Польши, а также в Греции, Хорватии и на Кипре. Возрастающая сложность управления флотом с G-регистрацией (Великобритания) может быть отражена на полетах из Мальты, которые выросли более чем в два раза по сравнению с прошлым годом. Что касается налета, то и Hawker 700-950, и Challenger 850 летают больше, чем в прошлом году. Среди всех эксплуатантов самые слабые тенденции наблюдаются в компаниях долевого владения и менеджмента воздушных судов. Лутон стал 13-м по загруженности аэропортом в Европе, здесь количество рейсов сократилось на 68%, а Внуково в этом месяце занимает 2-е место по трафику.

Остальной мир

За пределами Европы и США тенденция в деловой авиации сохраняется с июля прошлого года; за весь период с января 2020 года активность снизилась на 22%, но с ноября прошлого года находится в пределах 10% от допандемийного уровня. С начала года трафик в «Остальном мире» снизился на 8%, а налет – на 14%. Если включить турбовинтовые самолеты, то Канада и Австралия являются самыми загруженными странами, трафик в которых соответственно растет и падает в годовом исчислении. Что касается парка бизнес-джетов, Бразилия и Багамы являются следующими по загруженности странами в этом месяце, при этом активность бизнес-джетов в Бразилии выросла на 14% в годовом исчислении. Рейсы из Мексики в США в феврале выросли на 20%. Активность бизнес-джетов на внутренних маршрутах также увеличилась в Китае, Нигерии, Колумбии, Индии и Саудовской Аравии. Количество рейсов бизнес-джетов из ОАЭ в этом месяце выросло на 38%, при этом в аэропорту Аль-Мактум наблюдается удвоение активности по сравнению с февралем 2020 года.

Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «Разрыв между тенденциями в регулярной и нерегулярной авиации продолжает оставаться значительным, причем наибольшее расхождение наблюдается в Соединенных Штатах. Всплеск спроса на отдых во время праздников и то, что кажется восстановлением корпоративного спроса на Восточном побережье, удерживает рынок США в пределах 10% от нормы, несмотря на замерзающий Техас и изоляцию Калифорнии. Европа сильно отстает, по крайней мере, Западная Европа, но в ряде стран на востоке частные самолеты загружены как никогда».