В Европе стагнация, а США на подъеме

WINGX: В США начинается ускоренное восстановление после зимней пандемии, но другая история в Европе, где спад очень очевиден в Западной Европе, с контрастирующей открытостью на Востоке

Согласно еженедельному обзору WINGX Global Market Tracker, за первые два месяца этого года глобальная активность самолетов снизилась на 43%, при этом основное падение пришлось на регулярные авиалинии, активность которых снизилась на 52% по сравнению с началом 2020 года. Активность деловой авиации в феврале снизилась до уровня 85% от нормы. Объем грузовых перевозок по-прежнему опережает доковидный трафик примерно на 10%.

В Северной Америке наблюдается гораздо более сильное восстановление как регулярного, так и нерегулярного трафика: по сравнению с январем-февралем 2020 года общий объем операций снизился на 35%, в США – на 30%, а активность деловой авиации – на 10%. В европейском регионе наблюдается сильнейшее падение активности регулярных авиакомпаний, более чем на 70% в годовом исчислении, при этом бизнес-авиация является относительно более устойчивой, но все еще ниже на четверть по сравнению с январем-февралем 2020 года.

Имея больший внутренний рынок и меньшие ограничения на поездки, чем в Европе, США фиксируют устойчивые тенденции в трафике деловой авиации: в этом году выполнено 445 000 рейсов, что всего на 7% меньше, чем в прошлом году. Рынок чартерных перевозок особенно силен: количество полетов снизилось всего на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а налет увеличился на 4%. Частные полеты, в том числе владельцев и корпоративных летных отделов, по-прежнему остаются слабыми, они на 13% ниже нормы.

Похоже, что активность долевых операторов восстановились и сейчас на 5% ниже от нормального уровня, а операторы по управлению воздушными судами остаются на прежнем уровне по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чартерный рынок даже немного сильнее для флота бизнес-джетов, с приростом полетов в этом году на 1%, в основном в сегменте VLJ, которые по сравнению с прошлым годом в целом летают на 8% больше и на 13% – на чартерах.

Северная Америка

Географическим центром трафика бизнес-джетов в США по-прежнему является Флорида, где в этом году активность выросла на 16%, а количество чартерных рейсов увеличилось более чем на 20%. Февраль оставался стабильным: было выполнено 29 000 полетов, что на 15% больше, чем в феврале 2020. В этом году Калифорния является вторым по загруженности штатом США по трафику бизнес-джетов: ограничения на поездки мешают восстановлению, количество полетов снизилось на 11%. Спрос в Техасе резко упал во время морозов, в течение месяца количество рейсов снизилось на 7%, но на прошлой неделе оно восстановилось. Колорадо, постоянный источник спроса на бизнес-джеты во время пандемии, в феврале прибавил 14%. Аризона также продолжает демонстрировать больше спроса на бизнес-джеты, чем когда-либо, и сейчас на 5% выше, чем в прошлом году. Нью-Джерси, похоже, станет последним штатом, который восстановится, поскольку количество рейсов здесь по-прежнему отстает на 40%. Напротив, тенденция в Нью-Йорке плоская, с сильным ростом полетов в/из Флориды.

Европа

Долгий путь Европы к восстановлению бизнес-авиации был омрачен продолжительным локдауном, затрудняющим любые трансграничные поездки, а по мере того, как экономика скатывается в двойную рецессию, перспективы выглядят мрачнее как минимум на первое полугодие 2021 года. На прошлой неделе активность бизнес-джетов упала на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом правительственный трафик является одним из немногих устойчивых сегментов. Великобритания падает почти на 2/3 по сравнению с прошлым годом. Во всех основных странах еврозоны количество рейсов бизнес-джетов во второй половине февраля сократилось как минимум на треть по сравнению с тем же периодом прошлого года. Как и прежде, как никогда высок спрос в России и Турции, в основном на внутренние рейсы. Существует явный контраст между Западной и Восточной Европой: в последней наблюдается рост активности бизнес-джетов в Украине, Румынии, Латвии, Хорватии, Албании.

Остальной мир

За пределами Европы и США самым сильным рынком бизнес-джетов является Мексика, где наблюдается относительно быстрое восстановление: количество рейсов в феврале сократилось на 15%. Внутренняя активность остановилась на уровне 33% ниже нормы, но трафик в США и на Багамы хорошо развивается. В Бразилии, Нигерии и особенно в Китае наблюдается очень сильный рост внутреннего трафика бизнес-джетов по сравнению с февралем 2020 года. Наиболее загруженное сообщение между Хайнанем, Пекином и Шэньчжэнем. Бразилия имеет активное международное сообщение с Анголой, а также с некоторыми направлениями Карибского бассейна. Самые загруженные внутренние аэропорты – Конгоньяс и Сантос-Дюмон. В этом месяце трафик бизнес-джетов между Порту-Сегуру и Конгоньяс увеличился на 350% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – выполнено 72 рейса между этими двумя городами. Самым загруженным бизнес-джетом в мире в феврале 2020 года стал Challenger 300/350.

Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «В США начинается ускоренное восстановление после зимней пандемии, с открытием как регулярной, так и деловой авиации, а чартерная активность устанавливает новые рекорды, особенно во Флориде. Другая история в Европе, с долгой дорогой, которую нужно пройти, и зарубежными туристическими поездками, которые практически запрещены. Этот спад очень очевиден в Западной Европе, с контрастирующей открытостью на Востоке, где в России и Турции бизнес-джеты используются больше, чем когда-либо».