Широко разрекламированное МРЭТом и Минтрансом снижение ввозных пошлин до 10% на самолеты бизнес-класса массой до 25тн и до 19 мест на практике превратилось в механизм отъема самолетов у тех законопослушных собственников, которые, поверив в такое снижение пошлин, пытаются легально ввести приобретенную частную авиатехнику в Россию с уплатой всех причитающихся платежей и пошлин.
По инициативе МРЭТ в Таможенный классификатор товаров была введена таможенная пошлина в 10% для воздушных судов массой до 25тн и вместимостью до 19 пассажиров. Вся авиационная общественность вздохнула с облегчением, приняв это как добрый знак того, что Правительство наконец-то прислушалось к голосу разума, прекращая меры по «защите» отечественного производителя, попросту несуществующего в этом секторе авиастроения.
Однако, при введении новой классификации, старые нормы Таможенного классификатора товаров, предусматривающие 20% пошлины на самолеты по халатности или с умыслом не были отменены. Таким образом, один и тот же товар (бизнес-самолет) может быть классифицирован по ставке как 20% так и 10%. Нет необходимости даже гадать какую из норм Федеральная Таможенная Служба (ФТС) требует применять при оформлении Вашего самолета.
Более того, против тех немногочисленных таможенных брокеров и рядовых таможенников, осмелившихся применить новую норму на практике, ретивыми чиновниками ФТС возбуждается административное или уголовное дело. Далее вступает в действие хорошо проверенная рейдерская схема отъема собственности: самолет объявляется вещественным доказательством по делу и изымается для хранения в предприятие Госкомимущества, которое, не имея возможности хранить и поддерживать исправное состояние столь сложной техники, немедленно продает его по цене металлолома одному из своих заинтересованных покупателей. После последующих нескольких перепродаж ни уголовными делами, ни решениями суда Вам никогда не удастся вернуть назад Ваш самолет.
Таким образом, через пару недель из законопослушного и счастливого приобретателя собственного самолета, намеревающегося выполнить все установленные процедуры импорта и оплаты налогов, Вы превращаетесь в жалкого просителя, мотающегося по судам с заведомо проигрышным делом и клеймом стяжателя, пытающегося судится с государством.
Не следует обольщаться тем владельцам самолетам, которые уже произвели оформление своих Воздушных судов по новым ставкам: в нашей стране закон (таможенное оформление) имеет обратную силу. ФТС вправе произвести коррекцию таможенной стоимости (КТС) задним числом, доначислив платежи и при этом еще и взыскать с Вас же штраф за несвоевременную оплату пошлины.
И, заметьте – все по закону, а такие мелочи как неполучение госбюджетом доходов в результате такой чиновничьей комбинации никого не волнуют. Ну а об ответственности чиновников за дискредитацию государственной политики в области экономики и подрыв доверия бизнеса к мерам государственного регулирования смешно даже говорить.
Оказалась и вполне предсказуемой реакция отечественных операторов и владельцев частной авиатехники. Если с введением 10%-нтной пошлины количество Российских владельцев и операторов, склонных ввезти свою авиатехнику в Россию увеличилось до 10-15%, то после последних событий все они отказались от таких намерений, а большинство высказываний по этому вопросу носит непечатный характер.
Остается только глубоко сожалеть, что из-за несогласованности действий различных структур Правительства, в очередной раз под удар попали только законопослушные организации, поверившие в декларированное Правительством стремление стимулировать развитие высоко технологичных отраслей экономики.
Комментарии ведущего юриста по международному воздушному праву Виталия Бордунова:
Коллизия заключается в следующем:
По инициативе МЭРТ в Товарную Номенклатуру Внешне Экономической Деятельности (ТН ВЭД) в товарную позицию 880240000 «Самолеты гражданские с массой пустого снаряженного аппарата свыше 15000кг» введена следующая субпозиция: 8802400004 «Самолеты гражданские с массой пустого снаряженного аппарата менее 20,000 кг и с количеством посадочных мест менее 19 человек» - 10%.
Однако предыдущая товарная позиция ТН ВЭД 8802300000 «самолеты и прочие летательные аппараты с массой пустого снаряженного аппарата более 2,000 кг, но не более 15,000кг» - 20% не только не аннулирована но и применяется Таможней (ФТС) в полной мере к самолетам бизнес-класса.
По логике ФТС позиция 8802400004 может быть применена только к бизнес-самолетам массой конструкции более 15тн, но менее 20тн. При этом ФТС, при декларировании самолетов, намеренно игнорируется (не указывается) число мест в самолете нижнего предела массы самолета (т.е. 0) и ограничения по числу мест, содержащиеся в товарной позиции 8802400004.
Парадокс заключается в том, что БИЗНЕС-САМОЛЕТОВ МАССОЙ КОНСТРУКЦИИ СВЫШЕ 15тн, НО МЕНЕЕ 20тн НЕТ !!!
Формально, товарная позиция ТН ВЭД 8802300000 «самолеты и прочие летательные аппараты с массой пустого снаряженного аппарата более 2,000 кг, но не более 15,000кг» - 20%, по сравнению с позицией ТН ВЭД 8802400004 "Самолеты гражданские с массой пустого снаряженного аппарата менее 20,000 кг и с количеством посадочных мест менее 19 человек» - 10% недостаточно полно соответствует описанию декларированного товара (если самолет декларирован как самолет массой [<20тн] и с [<19мест[) в части указания пассажировместимости и не может применяться для данного товара в соответствии с п.3а Основных Правил интерпретации ТН ВЭД по которому
«Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием».
Тем не менее ФТС, используя формально имеющиеся неясности и разночтения в применении введенных норм, игнорирует эти нормы применения ТН ВЭД в пользу безоговорочного применения 20-%ного сбора с импортируемых ВС бизнес-класса.
Источник: аналитик рынка деловой авиации России Евгений Бахтин
При перепечатке и цитировании публикаций сайта ссылка на BizavNews.RU обязательна