Сергей Худяков: в настоящий момент российские страховщики авиарисков объединили свои усилия.

Специальное интервью для BizavNews.

В 2008 году рынок страхования авиационных рисков получит новый импульс роста. В начале декабря прошлого года президент России Владимир Путин подписал закон № 331-Ф3 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации». Данные изменения направлены на повышение ответственности авиаперевозчиков перед пассажирами.

Об особенностях авиационного страхования в России рассказал BizavNews заместитель начальника Управления авиационно-космического и морского страхования компании РОСНО Сергей Худяков.

BizavNews- Расскажите об итогах 2007 года: с какими проблемами вы вошли в 2008 год, какие негативные и позитивнее факторы характеризуют 2007 год? 

Сергей Худяков К сожалению, 2006 и 2007 годы были богаты на авиапроисшествия с крупным размером ущерба, в связи с чем ожидается рост страховых ставок в 2008 году. К позитивным моментам можно отнести внесение поправок в Воздушный кодекс РФ, касающийся увеличения сумм страховых выплат авиапассажирам и их родственникам до 2-х млн. рублей в случае авиапроисшествия при внутренней авиаперевозке. В настоящий момент российские страховщики авиарисков объединили свои усилия для того, чтобы указанные изменения сильно не ударили по бюджету авиакомпаний, а также чтобы процесс выплаты возмещения был максимально лишен бюрократизма.

BN- Существует ли на данный момент в России проблема ценового демпинга со стороны малых страховых компаний, которые, по сути, предлагают ничем не обеспеченные низкие тарифы? 

С.Х. Действительно, такая проблема существует. Особенно ярко это проявляется на примере иностранных вертолетов, которых становится в России все больше, а статистика страховых случаев по ним катастрофическая. Например, ряд страховщиков предлагают тарифы в 3-5 раз ниже, чем наша компания. На сбалансированном развитом рынке такой разницы быть не может. Варианта два: или страховая компания будет платить и "нахватается" убытков, или будет искать основание для отказа в выплате возмещения, что в условиях туманного страхового поля, действующего в отношении АОН, будет сделать очень легко. Также существует проблема, когда страховая компаний подписывает полис на высокую страховую сумму (по рискам ответственности авиаперевозчика она может составлять несколько сотен млн. долларов США), а потом перестраховывает его у низкорейтинговых страховщиков, что также ставит под вопрос последующую выплату возмещения.

Резюмируя, можно сказать так: сэкономив на стоимости полиса, существует высокая вероятность потерять стоимость воздушного судна и столкнуться с проблемой самостоятельного урегулирования претензий со стороны пассажиров, их родственников, грузовладельцев, третьих лиц.  

BN- Какова, на данный момент, востребованность «авиакаско»? 

С.Х. В отличие от конца 90-х, сейчас уже не приходится убеждать клиентов, что необходимо страховать свое воздушное судна от рисков КАСКО. Большинство владельцев активно используют данный страховой инструмент.  

BN– Охарактеризуйте, пожалуйста, конкурентную среду. Каково на данный момент влияние административных факторов? 

С.Х. Для того чтобы не писать много, сосредоточусь на анализе конкурентной среды на рынке страхования деловой авиации. Учитывая широкую географию регистрации бизнес-джетов (в России, СНГ, на  “островах”, в государствах ЕС, США, других развитых странах), в настоящий момент существуют предложения как от российских страховщиков, так и от западных. Преимущества страхования на Западе - это высокая экономическая надежность страховщиков. Но недостатком является их неприемлемо низкая оперативность в работе, из-за которой иногда могут быть сорваны рейсы, а также применение иностранного права, не знакомого российскому владельцу воздушного судна, и которое требует привлечения дорогостоящих юристов. У российских страховщиков полис, как правило, достаточно понятен с точки зрения гражданского права, но, как я уже говорил, существует вероятность столкнуться с неблагонадежным страховщиком. 

Многие владельцы и операторы бизнес-джетов давно сотрудничают с РОСНО. Около года назад нашим 100%-м акционером стал крупнейший мировой концерн Allianz. Теперь РОСНО является провайдером услуг Allianz на территории России. В настоящее время мы единственная компания, обладающая международным рейтингом надежности, выдающая полисы на основании российского права и страхующая по тарифам Allianz. Полис может быть заключен в течение дня с автоматическим перестрахованием в Allianz.  

Про административные факторы могу сказать, что в области страхования деловой авиации они оказывают минимальное воздействие. Скорее имеют место интересы финансово-промышленных групп, банков, лизинговых компаний, аффилированных с той или иной страховой компанией. 

BN- Каковы перспективы российского авиастрахования на международном рынке? 

С.Х. Традиционными лидерами в области международного страхования/перестрахования авиарисков являются компании американского, европейского континентального и лондонского рынков. Это обусловлено их высокими капиталами и долгой историей присутствия на рынке. Думаю, что в ближайшие годы ситуация кардинально не изменится. 

BN- Страхование ВС деловой авиации (особенности, основные проблемы)?  

С.Х. Страхование деловой авиации не отличается принципиально от страхования авиалиний. Одни и те же международные правила страхования. Разве что отличается статистика страховых случаев и тарифы, но это достаточно большая тема, требующая отдельного описания.  

BN- Перестрахование рисков за границей – основные причины? 

С.Х. Основная причина - отсутствие в России надежной перестраховочной емкости с большими объемами покрытия.

BN- Расскажите о таком виде деятельности как страхование производства и разработки ВС 

С.Х. Это один из наиболее комплексных видов страховой защиты, который можно разделить на три основных блока:

  • страхование производственной инфраструктуры (производственные цеха, технологическое оборудование, автотранспорт и т.д.);
  • социальный пакет страховых услуг - не секрет, что авиационно-промышленный комплекс переживает жуткий дефицит опытных кадров. Для того, чтобы должным образом мотивировать персонал предприятия страхуют сотрудников от несчастных случаев и формируют для них программы добровольно медицинского страхования;
  • страхование воздушного судна на весь период его постройки, всех видов испытаний, а также страхование ответственности авиационного товаропроизводителя.

Большинство российских предприятий, особенно экспортирующих свою продукцию, обладают полным спектром указанных полисов. За рубежом такой набор является деловой нормой. 

ОАО «РОСНО» - одна из крупнейших российских универсальных страховых компаний. В распоряжении ее клиентов более 100 страховых продуктов. Региональная сеть РОСНО насчитывает 100 филиалов, объединенных по территориальному признаку в 10 дирекций. Акционером РОСНО является лидер мирового рынка страхования – страховой концерн Allianz.

Источник: BizavNews

При перепечатке и цитировании публикаций сайта ссылка на BizavNews.RU обязательна