Хотя Китай остается ведущим вертолетным рынком в Азиатско-Тихоокеанском регионе, имея в сумме в два раза больше вертолетов, чем следующий по величине регион, остаются вопросы о том, насколько на самом деле является здоровым бизнес в этой стране, сообщает Asian Sky Group (ASG). Рынок вертолетов в Китае ежегодно сокращает темпы роста на 8%.
«Проблема в том, что китайский рынок не так здоров, как кажется, имея более чем 80 вертолетов либо на хранении, либо все еще в ящиках, насколько может определить ASG», - отметила аналитическая компания, заявив, что, по всей видимости, 68 вертолетов находятся на хранении и еще 14 по-прежнему в ящиках. Эти вертолеты были поставлены, заказы выполнены, и финансовые риски лежат на владельцах и операторах. Однако вертолеты считаются частью парка материкового Китая, поскольку они зарегистрированы.
Проблема заключается в том, что существует вероятность того, что эти вертолеты вернутся на рынок для продажи, что приведет либо к снижению новых заказов, либо к снижению остаточной стоимости. ASG также задается вопросом, может ли это подорвать другие заказы, еще не завершенные, или производители выкупят вертолеты, находящиеся на хранении.
По данным ASG, на хранении находятся следующие конфигурации вертолетов: 38 оборудованы для служб скорой помощи, 17 – для авиационных работ и два – для правоохранительных органов, а 11 – VIP вертолеты. Это ставит вопрос о жизнеспособности этих сегментов рынка, заявила ASG.
«Ситуация с Bell 505 является примером проблемы сегодня и в будущем: 110 были заказаны, 32 поставлены, 18 эксплуатируются, но 14 все еще находятся в ящиках», - заявила ASG. «Это просто следствие пандемии? Или покупатели появятся по мере продвижения в 2021 и 2022 годы, чтобы мы могли вскрыть эти ящики?»
Что касается рынка в 2020 году, ASG сообщила, что к концу года в эксплуатации в АТР находилось 4385 гражданских газотурбинных вертолетов, при этом за год добавилось 78 машин, что означает рост на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но, отметив, что 8,8% парка материкового Китая находится на хранении, ASG заявила, что если она «исключит эти вертолеты из парка, то в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 2020 году фактически не будет роста, всего 0,2% вместо 1,8% с учетом того, что китайский флот сократился на 1,8%. Это вызывает тревогу».
С 2014 года темпы роста в Азиатско-Тихоокеанском регионе составили около 3,6% в годовом исчислении с прибавкой на 830 вертолетов. Пик спроса пришелся на 2018 год, но в 2019 году появились признаки его замедления, а в 2020 году он еще больше упал.