Бизнес-авиация: один в небе

Сколько стоит перелет на частном самолете, кому действительно стоит о нем задуматься и какие дополнительные услуги предоставляют пассажирам VIP-рейсов?

Сколько раз, ожидая посадки на свой рейс, вы завистливо думали о тех счастливчиках, которые летают бизнес-самолетами и не сталкиваются с кучей проблем, начиная от парковки у терминала и заканчивая храпящим попутчиком. При словосочетании бизнес-авиация большинству из нас представляется картинка с дорогим автомобилем, подъезжающим к трапу, красавицей-стюардессой, шикарным интерьером внутри самолета и вкусной едой. Вы летите в компании деловых партнеров, и можете прямо в полете решить множество вопросов; вам не нужно толкаться у стойки регистрации; менеджеры из авиакомпании забронируют для вас номер в гостинице и подберут ресторан с вашей любимой итальянской кухней.

"Эх, мечты-мечты!" - скажете вы. Однако не спешите расставаться с мечтами – бизнес-авиация в России уже давно перестала быть прерогативой людей из "Золотой сотни" Forbes. Конечно, заказать самолет – это не на такси съездить, но, как любят повторять сотрудники VIP-авиакомпаний, нет ничего невозможного. Да, действительно, бизнес-чартер – это большие расходы, но, как хорошо известно любому бизнесмену, они часто себя оправдывают и окупаются сторицей. Другой вариант – авиатакси. Если судить по пробкам в Екатеринбурге, услуги таких перевозчиков очень скоро станут не роскошью, а средством передвижения. Итак, сколько же стоит перелет на частном самолете, кому действительно стоит о нем задуматься и какие дополнительные услуги предоставляют пассажирам VIP-рейсов?

Фото: Накануне.ruДля начала стоит отметить, что большинство авиакомпаний, работающих на рынке бизнес-авиации, базируются в аэропортах московского авиаузла: Домодедово, Шереметьево, Внуково. Соответственно, там же находятся и самолеты. Это значит, что если вы решите заказать в московской компании перелет из Екатеринбурга, к примеру, в Красноярск, то придется заплатить еще и за перегон самолета в Екатеринбург. С другой стороны, в компаниях обычно с вниманием подходят к клиентам и предлагают самые оптимальные варианты.

Если говорить об уральском небе, то в первую очередь нужно вспомнить об аэропорте "Уктус" – идея сделать его центром развития бизнес-авиации зреет уже давно, и, как сказал в одном из интервью генеральный директор ОАО "Второе свердловское авиапредприятие" Петр Чибирев, компания рассматривает бизнес-авиацию в качестве одного из приоритетных направлений. Для этих целей ВСА намерено использовать самолеты типа Як-40, Ан-74 и швейцарские Pilatus. Однако это пока только планы.

А вот в аэропорту "Кольцово", например, уже существует один из непременных элементов настоящего бизнес-полета – VIP-зал. В VIP-зале (он может быть совмещен с залом официальных лиц и делегаций) обычно предлагают такие дополнительные услуги, как регистрация билетов с учетом пожеланий гостя, прием и оформление багажа, встреча и доставка к трапу и от трапа самолета на автомобиле представительского класса, предоставление отдельных зон отдыха в терминале, услуги портье, предоставление телефона, факса, выхода в интернет, бесплатная пресса, услуги бара (за отдельную плату). Стоимость одного посещения VIP-зала может колебаться от 2,5 до 7 тысяч рублей. Отдельно придется заплатить за парковку. В московских аэропортах большинство залов бизнес-авиации отделено от общих терминалов. Однако тот, кто заказал частный рейс, может обойтись и без зала ожидания, ведь ожидать придется вряд ли, скорее, самолет будет ждать вас.

Как уже отмечалось выше, бизнес-авиация в России становится весьма распространенным видом перевозок и интересным объектом для инвестиций. Несколько цифр: по данным отраслевого портала АвиаПорт.RU, в прошлом году объем рынка деловой авиации в нашей стране вырос более чем на 27% и составил около 1,8 миллиарда долларов. Увеличилось и количество полетов деловой авиации – на 30% по сравнению с предыдущим годом. Всего бизнес-самолеты налетали порядка 70 тысяч часов. И это, судя по всему, не предел. А вот какие данные
Фото: Газпромавиабыли получены после совместного исследования портала JETS.RU и журнала TopFlight: около 100 рейсов бизнес-авиации в среднем обслуживаются ежедневно в VIP-терминалах московского аэроузла; около 100 бизнес-джетов иностранного производства будут поставляться российским владельцам ежегодно в течение ближайших лет; до 10 тысяч человек – крупнейшие бизнесмены и высшее руководство ведущих российских корпораций – регулярно пользуются услугами бизнес-авиации. "В московском аэроузле бизнес-авиация представлена очень широко. А вот регионы отстают довольно сильно. Например, в Санкт-Петербурге очень много воздушных судов, но бизнес-авиация не развита, большинство судов находится в собственности частных лиц. Что касается VIP-залов, то некоторые из них [в России] даже лучше, чем в Европе", - рассказал Накануне.RU коммерческий директор авиакомпании "Аэрофлот-Плюс" Михаил Кожемятин.

Разнообразием радуют и типы воздушных самолетов, задействованных в отечественной бизнес-авиации. Здесь можно найти все (как говорится, любой каприз за ваши деньги): от малюсеньких, но при этом быстрых бизнес-джетов иностранного производства до обычных Ту-134 и даже Ту-154. Естественно, большие самолеты предназначены, в первую очередь, для корпоративных перевозок. Например, вам необходимо перевезти 30-40 человек на конференцию или форум. А вот если вы намерены провести на борту самолета деловые переговоры с одним или двумя стратегическими партнерами, вам больше подойдет небольшой самолет. Кстати, перед тем, как посадить партнеров на "ваш личный самолет", нелишним будет узнать – а не бояться ли партнеры перелетов. Если каждый полет (пусть даже бизнес-классом) дается им с трудом, то лучше проводить переговоры на земле. 

Прежде чем заказать самолет, вам необходимо сделать выбор компании-перевозчика и собственно типа самолета. Начнем с последнего. Для начала определите дальность полета, на сайте компании выберите те самолеты, которые вам подходят по вместительности, размерам салона и даже интерьеру. Дальше вам остается только связаться с персональным менеджером (это можно сделать по телефону, электронной почте или ICQ). Менеджер задаст множество вопросов, ответами на которые не стоит пренебрегать. Например, очень важно: будет ли у самолета ночная стоянка в пункте, куда вы летите. Это напрямую повлияет на стоимость.

Фото: www.gkovd.ruЕсли вы летите на два-три дня, то, возможно, вам предложат улететь обратно на другом самолете. В конце концов, компания может позаботиться не только о перелете: перевозчик может забронировать вам места в отеле, выбрать несколько ресторанов поблизости от места вашей остановки, забронировать конференц-зал. Особое внимание следует обратить на время до вылета: одно дело (и деньги соответственно), если вы заказываете самолет за несколько недель, и совсем другое, если самолет должен ждать вас в "Кольцово" уже через два часа. Хотя нет ничего не возможного.

Кто же эти счастливчики, летающие бизнес-рейсами? "Летают не только москвичи и не только в Москву или Европу. Часто летают в те места, где, например, добываются нефть и газ", - рассказывает Михаил Кожемятин. А вот уральские пассажиры VIP-рейсов летают в основном в Европу или в те города, куда нет регулярных рейсов. "В основном уральцы летают за границу. А вот Москва сейчас не актуальна – туда из Екатеринбурга есть много регулярных рейсов с бизнес-классом, поэтому заказывать частный самолет невыгодно", - пояснил Накануне.RU генеральный директор компании Ural BusinessJet Виталий Дресвянников.

И все-таки для удобства расчетов возьмем перелет из Екатеринбурга в Москву. Расстояние между городами – порядка 2 тысяч километров. Если количество пассажиров не превышает семи человек, то целесообразно заказать небольшой самолет, например, Hawker-800 или Citation Excel. Такой рейс будет стоить порядка 21 тысячи долларов. До 13 пассажиров войдет в самолеты типа Gulfstream V или Embraer Legacy, но это обойдется уже в 32-34 тысячи долларов. Для сравнения, самый дорогой перелет Москва-Екатеринбург-Москва в бизнес-классе на пять человек обойдется в сумму от 9 до 12 тысяч долларов. Так что бизнес-полеты – удовольствие весьма дорогое.

Отдельный разговор – вертолеты. Поскольку улететь далеко на вертолете не получится, да и обсуждать деловые моменты в нем менее комфортно, чем в самолете, вертолетный транспорт бизнесмены рассматривают часто только в качестве альтернативы автомобилю. В Екатеринбурге полеты вертолетов над городом разрешены, однако полет нужно согласовывать в нескольких ведомствах: администрации города, ФСБ, Росавианадзоре, Росавиации и собственно Росаэронавигации. Поэтому екатеринбургским бизнесменам пока проще передвигаться на наземных видах транспорта. 

Кто на чем летает

Свои авиакомпании есть у многих российских компаний. Некоторые из них даже занимаются чартерными и регулярными перевозками. К числу самых известных можно отнести "Газпром-Авиа", "Алроса-Авиа", "Авиапредприятие "Северсталь", "ЛУКОЙЛ-Авиа", "Атлант-Союз" (авиакомпания правительства Москвы). Но помимо корпоративных, у российских миллиардеров есть еще и личные самолеты. Поэтому никто не сомневается в подлинности газетных заголовков вроде "Роман Абрамович приобрел самый большой самолет в мире – А380". Но позволить себе такой транспорт могут далеко не все губернаторы. Так, к примеру, губернатор Свердловской области Эдуард Россель летает самыми обыкновенными регулярными рейсами, правда, предпочтение первое лицо региона отдает базовому перевозчику "Кольцово" – "Уральским авиалиниям".

Источник: Накануне.РУ, автор: А. Мотовилова