По словам отраслевого аналитика Брайана Фоули, основателя Brian Foley Associates, после более чем десятилетия, в течение которого у производителей не было рычагов для повышения цен на бизнес-джеты, рынок, наконец, начинает разворачиваться, и цены, похоже, находятся на начальной стадии роста.
«Добавьте еще один пункт к списку товаров с растущими ценами – частные самолеты», - сказал Фоули, отметив, что даже небольшое процентное повышение цен на бизнес-джеты может поднять стоимость приобретения на миллионы.
Это знаменует собой поворот тренда, возникшего после того, как мировые поставки деловых самолетов достигли пика в 2008 году и составили 1300 машин. С тех пор поставки резко упали, составляя в среднем около 700 воздушных судов в год, и в результате «пять основных производителей – Bombardier, Embraer, Textron Aviation (Cessna и Beechcraft), Dassault Falcon и Gulfstream борются за продажи из-за сокращения числа покупателей», - сказал он.
В 2019 году рынок, похоже, укрепился, но эти успехи были подорваны пандемией, которая привела к сокращению поставок на 20%. Но, по словам Фоули, «все меняется».
Он назвал «2020 год взрыва продаж» на вторичном рынке бизнес-джетов ранним предвестником для рынка новых бизнес-джетов в этом году. «Количество сделок с подержанными самолетами в последнее время стало рекордным, а запасы сократились до трети от типичного уровня. Поскольку осталось всего несколько «сладких предложений», покупателям некуда идти, кроме как в демонстрационный зал новых самолетов», - сказал он.
Эта тенденция была продемонстрирована в последнем раунде квартальных отчетов производителей, в которых было опубликовано соотношение заказов к поставкам примерно 2:1, что означает, что было продано в два раза больше самолетов, чем поставлено. Соответственно увеличились и объемы невыполненных заказов.
«Хотя некоторое ценовое давление все еще сохраняется, это имеет все признаки превращения в рынок продавца», - сказал он. Ожидается, что вдобавок к более низким доступным запасам и более длительному сроку выполнения заказов инфляционное давление приведет к росту цен.
«Прежде чем повышать прейскурантные цены, производители сначала сделают меньшую скидку, размер которой зависит от марки, модели и клиента, но обычно выражается в однозначных процентах», - отметил Фоули. Несмотря на это, по его словам, цены на некоторые модели, похоже, выросли.
«Считается, что это только первый этап долгосрочного, неуклонного роста цен на бизнес-джеты, поскольку все больше покупателей гонятся за ограниченным предложением самолетов, и все это раздувается системной инфляцией во всей экономике и цепочке поставок», - сказал он. «Отрасль открывает свою первую за более чем десять лет возможность для повышения цен, указывая на давно назревшую четкую полосу повышения прибыльности и процветания».