Согласно еженедельному обзору WINGX Business Aviation Bulletin, с начала этого года бизнес-джеты выполнили почти 2,4 млн рейсов, и сейчас наблюдается небольшой рост по сравнению с тем же периодом 2019 года, что подтверждает полное восстановление после пандемийных минимумов.
С мая 2021 года уровень трафика по сравнению с сопоставимыми доковидными месяцами был значительно лучше. В сентябре 2021 года сегмент бизнес-джетов вырос на 15% по сравнению с первыми тремя неделями сентября 2019 года.
Регулярные авиакомпании в этом году показали рост только на 20% по сравнению с 2020 годом, хотя в этом месяце их трафик увеличился на 47%. По сравнению с 2019 годом восстановление авиакомпаний болезненно медленное, активность по-прежнему отстает на 41%. Грузовые авиаперевозчики показывают активность в этом месяце на 9% больше и на 7% – с начала года.
Ожидается, что с ноября возобновятся трансатлантические рейсы, поскольку США объявили о смягчении ограничений на въезд пассажиров из Европы, включая Великобританию. В этом году трансатлантический трафик пока не демонстрирует никаких признаков восстановления, несмотря на улучшение по сравнению с 2020 годом, количество рейсов в Северную Америку за первые 9 месяцев 2021 года по-прежнему на 25% ниже по сравнению с 2019 годом. Пассажирские авиакомпании отстают еще больше – на 61% меньше трансатлантических рейсов. Трансатлантические грузоперевозки выросли на 31% по сравнению с периодом до пандемии.
Остальные межрегиональные сообщения восстанавливаются медленнее, хотя количество рейсов деловой авиации из Европы в Азию в этом году снизилось всего на 2% по сравнению с 2019 годом. В то же время, в Юго-Восточную и Восточную Азию трафик бизнес-джетов из Европы сократился на 75%. Но есть исключения в дальнемагистральных авиаперевозках: полеты из Европы в Карибский бассейн в этом году выросли на 13% по сравнению с 2019 годом, а из США рейсы бизнес-джетов в этом направлении увеличились на 1%.
Трансатлантические рейсы из Европы в Северную Америку в 2021, 2020 и 2019 годах
Северная Америка
Внутренний рынок США продолжает опережать сопоставимые показатели 2019 года. В текущем месяце было задействовано более 20000 бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов, а в первые три недели сентября средний налет на воздушное судно составил 44 часа. Совокупная активность была почти на 10% выше, чем в сентябре 2019 года.
У операторов Part 135 и Part 91K (чартерные и долевые операторы) дела идут лучше всего: чартерные перевозки в сентябре выросли почти на 30% по сравнению с 2019 годом. Общий налет бизнес-джетов на внутренних рейсах увеличился более чем на 15% по сравнению с сентябрем 2019 года. В этом месяце наблюдается заметный рост в районах крупных городов, включая Денвер, Даллас, Майами, Форт-Лодердейл, Орландо, Уэст-Палм-Бич. В аэропортах Чикаго, которые долгое время находились в упадке с точки зрения активности, в сентябре трафик увеличился на 23%. В Ван-Найс в сентябре было на 15% больше вылетов и на 25% выше налет, по сравнению с тем же периодом 2019 года.
«Тепловая» карта внутренней активности бизнес-джетов в США в сентябре 2021 года
Европа
В Европе после окончания лета наблюдается более сильное восстановление: активность деловой авиации в сентябре выросла более чем на 25% по сравнению с сентябрем 2019 года. В Великобритании наблюдается рост активности на 11% по сравнению с сентябрем 2019, но она отстает от большинства других стран Западной Европы – спрос во Франции вырос более чем на 20%, рейсы в Италию, Германию, Австрию увеличились более чем на 30%, количество прибытий в Испанию выросло на 40%, а в Грецию – более чем на 60%.
Количество рейсов бизнес-джетов в/из Хорватии выросло более чем вдвое по сравнению с сентябрем 2019 года. Самым загруженным направлением из Хорватии является Италия, с начала сентября выполнено 94 рейса, причем трафик в Германию, Францию, Австрию и Великобританию также демонстрирует высокие показатели. В целом в Европе большинство популярных маршрутов по-прежнему остаются внутренними, хотя в настоящее время наблюдается значительное восстановление рейсов между Великобританией и Францией, Швейцарией и Испанией. Рейсы внутри России увеличились на 80% по сравнению с сентябрем 2019 года.
ТОП-20 направлений полетов бизнес-джетов из Хорватии, сентябрь 2021 г.
Остальной мир
За пределами США и Европы сентябрьский тренд в целом заметно слабее, на 4% ниже сентября 2019 года. Сохраняется привычная географическая картина: на относительно крупных рынках бизнес-авиации, включая Канаду, Мексику, Саудовскую Аравию, Японию, Марокко, по-прежнему наблюдается большой недобор по сравнению с 2019 годом, в то время как Бразилия, Нигерия, Южная Африка, Объединенные Арабские Эмираты показали в этом месяце большую активность, чем два года назад. В Китае и Австралии рейсов больше, но налет меньше.
Phenom 300 – самый популярный бизнес-джет, его активность выросла на 15% по сравнению с 2019 годом. Флот почтенных Hawker 700-900 имеет налет больший, чем когда-либо. В этом месяце Global 6000 выполнил на 25% меньше рейсов по сравнению с двумя годами ранее, а налет Gulfstream G600 снизился на 30%.
Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «Восстановление Европы скорее усиливается, чем замедляется, а внутренний рынок США все еще бьет допандемийные рекорды. С учетом того, что сезон отпусков подходит к концу, этот устойчивый рост может указывать на возвращение корпоративных клиентов, особенно в связи с медленным и неустойчивым восстановлением регулярных авиакомпаний. Международный трафик также начинает быстрее восстанавливаться. Поскольку NetJets ограничивает доступ к своему парку, более мелкие операторы вероятно, получит рекордный спрос».