Согласно еженедельному обзору WINGX Business Aviation Bulletin, в сентябре 2021 глобальная активность бизнес-джетов по сравнению с сентябрем 2019 выросла на 9% за последнюю неделю и на 14% – за полный месяц.
В Северной Америке в сентябре трафик вырос на 6% по сравнению с двумя годами ранее, а внутренний рынок США увеличился на 5%, и стал на 50% больше, чем в сентябре прошлого года. У Европы был хороший, стабильный месяц: сегмент бизнес-джетов по сравнению с 2019 годом вырос на 26% за последнюю неделю, и на 27% – по итогам месяца.
Общая картина показывает, что регулярные авиаперевозки на 30% ниже, чем в сентябре 2019 года, что является незначительным улучшением по сравнению с дефицитом в 40% с начала года, но в целом они все еще только на 20% больше, чем в прошлом году. Грузовой трафик продолжает показывать результаты выше доковидных уровней, хотя на прошлой неделе наблюдалось замедление, что может отражать растущую озабоченность по поводу сбоев в глобальных цепочках поставок.
Самые загруженные аэропорты для деловой авиации в 2021 году (зеленый – рост по сравнению с 2019 годом)
Мировой рынок бизнес-джетов по-прежнему находится на пути к рекордному году с точки зрения использования, при этом сильный летний отскок дал в пересчете на весь год 2% роста по сравнению с 2019 годом. Активность турбовинтовых самолетов была слабее, но все еще находится на 1% выше от уровня до пандемии.
Северная Америка
В Северной Америке, на основном рынке бизнес-авиации, в сентябре наблюдался очень высокий рост операций по Part 135 и Part 91К, при этом последний сегмент показал 25%-ный рост рейсов по сравнению с сентябрем 2019 года. На рынке США также наблюдалось восстановление частных полетов, в том числе индивидуальных и корпоративных рейсов, которые увеличились на 1% по сравнению с сентябрем 2019 года. Рейсы шаттлов, в том числе корпоративных, по-прежнему снижаются на 6% по сравнению 2019 годом.
В целом самолеты с двигателями Pratt & Whitney и Rolls Royce летают на 4% больше, тогда как самолеты, оснащенные двигателями Williams, в основном легкие джеты Citation, летают на 15% больше нормы.
Активность самолетов деловой авиации с двигателями Williams, сентябрь 2021 vs 2019
Самым популярным бизнес-джетом на рынке США является Citation Excel, количество его рейсов увеличилось на 14% по сравнению с сентябрем 2019 года, но самолетами с наибольшим отскоком после окончания лета стали Phenom 300 и Citation Latitude, которые в этом месяце совершили более чем 20 000 рейсов и имеют тенденцию к росту на 50% по сравнению меньшим по размеру флотом двухлетней давности. Флорида, Калифорния и Колорадо являются хабами для этих двух типов самолетов, при этом трафик этого парка увеличился более чем на 60% относительно допандемийного уровня. С другой стороны, сверхдальние бизнес-джеты восстанавливаются гораздо скромнее, их активность снова соответствует уровню 2019 года, хотя несколько отстает в налете.
В сегменте больших салонов Gulfstream GV/500-550 отстает от допандемийного уровня на 5%, трафик Gulfstream 600/650 в этом месяце вырос на 5%, а платформа Bombardier Global 6000/6500 летает на 4% меньше, 5000/5500 увеличила полеты более чем на 30% по сравнению с сентябрем 2019 года. Самый большой дефицит у Falcon 7X, налет на 31% ниже нормы.
Самыми загруженными парами городов для сверхдальних самолетов в США были рейсы между Ван-Найс (Лос-Анджелес) и Тетерборо, при этом в муниципальных аэропортах, таких как Хоторн, также наблюдался значительный рост рейсов по сравнению с нормой, особенно в направлении Браунсвилла в Техасе. Обычно загруженные рейсы 2019 года, такие как из Тетерборо в Торонто или Бостон, по-прежнему ниже на 30%. В целом полеты ультрадальних бизнес-джетов в США в сентябре выросли на 2%, при этом международный трафик все еще сильно отстает – на 21% по сравнению с сентябрем 2019 года. Но это не всегда так, в частности, количество сверхдальних рейсов из США в Италию в этом месяце увеличилось на 28%.
Европа
Европейский рынок продолжает демонстрировать самый высокий уровень использования бизнес-авиации после летнего сезона, но явно за счет возобновления таких мероприятий, как Art Basel и Monaco Yacht Show.
По всему Европейскому Союзу количество полетов резко увеличилось на 24% по сравнению с сентябрем 2019 года, при этом наибольший всплеск отмечен в международных рейсах. Это, безусловно, связано с повсеместным дефицитом провозных мощностей в регулярной авиации, поскольку ее трафик на 38% меньше относительно сентября 2019 года. Например, в сентябре количество рейсов бизнес-авиации из Мюнхена увеличилось на 24% по сравнению с двумя годами ранее, в то время как регулярный трафик за тот же период сократился на 55%.
Скандинавские рынки показали наименьшее восстановление, рост примерно на 5% по сравнению с сентябрем 2019 года, при этом во Франции, Германии, Нидерландах и Польше наблюдался рост полетов как минимум на 20% по сравнению с двумя годами ранее. Италия, Испания, Греция, Португалия добились гораздо больших успехов по сравнению с периодом до пандемии.
Рейсы деловой авиации из Мюнхена в сентябре 2021 года
Остальной мир
За пределами Европы и США ситуация по-прежнему неоднородна: рекордная активность, умеренный отскок и устойчивое снижение. Совокупная тенденция в этом месяце была намного слабее, чем в Европе и США: на 4% меньше рейсов, на 8% ниже налет по сравнению с сентябрем 2019 года.
Как в Канаде, так и в Мексике на протяжении всего периода восстановления наблюдались очень слабые показатели, и в сентябре не было значительных изменений. Активность в Китае за последние два месяца значительно упала, трафик снизился на 6% по сравнению с 2020 годом. Австралия входит в пятерку крупнейших рынков, но активность здесь по-прежнему находится в тени 2019 года. Несмотря на продолжающиеся блокировки, наиболее быстрорастущими рынками бизнес-джетов являются Бразилия, Колумбия, ОАЭ, Индия, Южная Африка. В этом году в ОАЭ наблюдался колоссальный рост активности – на 70% по сравнению с 2019 годом. Вылеты из ОАЭ на сверхдальние расстояния в этом году выросли на 24%, полеты тяжелых джетов – более чем на 150%, а Legacy 600/650 – наиболее продуктивный тип.
Долгосрочное восстановление и отскок ежедневных вылетов бизнес-джетов из ОАЭ с 2019 г.
Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «Восстановление лётной активности входит в фазу неопределенности, поскольку глобальный фон для деловой авиации становится все более сложным. Темпы восстановления экономики замедляются, а инфляционные риски возрастают по мере того, как нарушение поставок после пандемии становится все более очевидным. Постоянные проблемы с распространением коронавируса сдерживают международные поездки, хотя смягчение ограничений в Европе вызвало большой отскок, особенно в связи с возобновлением календарных мероприятий».