По русской привычке мы традиционно настороженно относимся к любому посреднику. И надо отметить, для этого есть основания. Но стоит ли применять это отношение к так называемым чартерным брокерам?
По русской привычке мы традиционно настороженно относимся к любому посреднику. И надо отметить, для этого есть основания. Но стоит ли применять это отношение к так называемым чартерным брокерам? Однозначно ответить здесь достаточно сложно. Скажем так – стоит, но не ко всем. И надеемся, что со временем число тех, к кому следует относиться с осторожностью, будет уменьшаться.
В чем роль «чистого брокера» на рынке чартерных бизнес-рейсов? Своего парка самолетов у него нет. Зато есть информация. У какой компании, какой самолет и по какой цене можно арендовать. И у него есть база клиентов, которым он, по сути, эту информацию и продает. Функция посредника, но посредника необходимого, так как далеко не всякий клиент может позволить себе тратить время на сбор и обработку нужной информации, не имея ни малейшего профессионального опыта в этой сфере.
Однако то, что было актуально еще десять лет назад, выглядит совсем по-другому сегодня. С пришествием в мир сети Интернет информация становится гораздо доступнее. Появляются специальные сервисы, которые позволяют получить и обработать необходимые сведения за плату, гораздо меньшую, чем комиссионное вознаграждение брокера. Меняется ли при этом ситуация на рынке? Безусловно, меняется. На рынке международном. А вот в России все пока обстоит немного по-другому.
Отечественный рынок бизнес-авиации молодой, и очень, очень быстро растущий. А это значит – мало опыта, мало наработанных схем, мало понимания механизмов этого рынка, тем более он, как и любой региональный, обладает собственной спецификой. Зато велик потенциал дальнейшего развития. Значительная часть российского рынка контролируется крупнейшими и старейшими его игроками, но все они являются управляющими компаниями, то есть осуществляют коммерческое управление самолетами, либо даже эксплуатируют парк, занесенный в собственное свидетельство эксплуатанта. Таким образом, брокерские услуги они предоставляют в случае, если находящиеся в управлении самолеты не могут по тем или иным причинам удовлетворить спрос. По крайней мере, в рядах нынешних лидеров рынка очень сложно указать хотя бы одного «чистого брокера».
И все же последних очень много, только в Москве подобных компаний более сотни, с недавних пор они также стали появляться и в регионах. Рост числа брокерских фирм понятен – он просто следует за стремительным подъемом бизнес-авиации в России в целом. Бурное развитие не позволяет крупным игрокам просто поделить рынок, при всем своем опыте и возможностях они не в состоянии справиться с растущим спросом. Это позволяет держаться на плаву десяткам мелких брокеров, но какова их роль? Небольшие фирмы не обладают необходимым ресурсом, покупательской способностью, финансовой стабильностью, профессиональным опытом, деловыми связями, чтобы обеспечить постоянное высокое качество услуг. Стабилизация рынка и рост конкуренции в будущем могут легко сократить количество таких компаний в разы.
Тем более интересно, как же будет дальше развиваться ситуация на российском рынке бизнес-чартеров? Скорее всего, в русле изменений на общемировой сцене. А там происходит следующее. Несмотря на то, что количество брокерских компаний также растет, правда меньшими, чем в России, темпами, их магистральное развитие продолжается в рамках трех основных направлений.
Особенно заметны эти тенденции на старейшем и самом развитом рынке США, где интернет-сервисы по подбору и заказу чартерных рейсов существуют достаточно давно. Часть брокеров отказывается от универсальности и специализируется, например, на организации грузовых чартеров, где сложности логистики требуют профессионального подхода. Другие превращаются в крупные транснациональные компании, предлагающие сервис и поддержку практически в любой точке мира – для клиентов особенно привлекательны их возможности по организации международных рейсов, так как работа с иностранными авиакомпаниями и другими поставщиками сопутствующих услуг также требует определенных профессиональных навыков и знания местных реалий. Третьи эволюционируют в сторону консьерж-сервиса, своеобразных «бутиков бизнес-рейсов», предлагающих заказчикам сугубо индивидуальный подход и высочайшее качество сервиса.
Вероятно, по тем же направлениям будет развиваться рынок авиационных брокерских услуг и в России. Некие намеки на это прослеживаются уже сейчас. Сокращения общего количества брокерских компаний в не очень отдаленном будущем, во всяком случае, можно ожидать с большой степенью уверенности.
Источник: Jets, Алексей Королев