Российское авиастроение вот-вот ожидает подъем. Эксперты пророчат рост производства малых воздушных судов.
Российское авиастроение вот-вот ожидает подъем. Эксперты пророчат рост производства малых воздушных судов.
Полеты на частных воздушных судах скоро станут проще, доступнее и популярнее. В ближайшие месяцы в России будет установлен уведомительный порядок использования воздушного пространства, сообщил заместитель руководителя Федеральной аэронавигационной службы (Росаэронавигация) Дмитрий Савицкий.
До сих пор все воздушные суда в России, в том числе авиация общего назначения (любительские суда и суда деловой авиации, воздушные аппараты взлетной массой до 450 килограммов, воздушные суда РОСТО, аппараты Федерации воздухоплавателей России) летают по разрешительной системе.
Новая система полетов позволит решить сразу несколько проблем. В первую очередь уведомительный порядок согласований вылетов сократит количество нелегальных полетов и позволит своевременно отыскивать частные воздушные суда, попавшие в ЧП, считает собеседник Bigness.ru, руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт.ру» Олег Пантелеев.
Действующая разрешительная система доставляет массу неудобств, особенно судам деловой авиации, заявляет он. «Сегодня тот же бизнесмен не может оперативно вылететь на встречу, если это требуется. Нельзя получить добро на вылет раньше, чем через 72 часа. В новых условиях он сможет попросить подготовить самолет часа за три до вылета. Новый закон позволит ему сесть за штурвал самолета и полететь так же просто, как и любому автовладельцу за рулем авто», – говорит эксперт.
Вместо того чтобы ждать разрешения, бизнесмены и частники, желающие полетать, не ставили никого в известность, нарушая все мыслимые и немыслимые законы. Поймать за руку нарушителей чаще всего не получается – высоко летают. «Сейчас люди, по сути, выведены за рамки легального воздушного пространства. Именно это обстоятельство порождает хаос и неразбериху в воздухе. Если человек вне закона, он считает, что он вправе свои интересы ставить выше прочих и действует абсолютно безнаказанно и нарушает все мыслимые и немыслимые правила», – делится О.Пантелеев.
В обход рамок закона люди просто не регистрируют суда. К тому же, при ввозе импортной техники многие любят экономить на ввозных пошлинах. По словам нашего эксперта, до сих пор никто точно не знает, сколько малых воздушных судов в России. Есть очень приблизительная цифра– несколько тысяч частных самолетов.
Более свободные полеты по уведомительной системе, когда ты просто ставишь власть в известность о том, куда и когда полетишь, расширяют свободу действий. При этом позволят осуществлять власти контроль над исполнением требований закона.
Хотя решить вопрос «честной» постановки на учет, а также согласования вылетов будет не так-то просто. Все зависит оттого, насколько система уведомления и регистрации малых воздушных судов будет удобна. «Если пункты уведомительной системы будут так же доступны, как пункты продажи проездных билетов, к примеру, на городской автобус, то люди будут действовать в соответствии с законом и пользоваться ей. Задача состоит в том, чтобы создать систему максимально ясную и доступную», – говорит О.Пантелеев.
Отсутствие бюрократических рамок увеличит возможности потенциальных владельцев самолетов.
С другой стороны, учитывая, что использование неба гораздо сложнее использования автодорог, воздушное пространство будет все же ограничено для частных владельцев. Скорее всего, новые правила не позволят летать в районе международных аэропортов, а также над особо важными государственными объектами.
Можно ли будет самолетом или вертолетом облететь ненавистные городские пробки?
Теоретически да, говорит наш собеседник. Но на практике организовать внутригородские полеты очень сложно. «Есть особые ограничения по шуму и безопасности – это основное препятствие для полета над городскими улицами», – делится эксперт.
Уведомительная, а не разрешительная система хоть и упрощает согласование полетов, но ее ждет в России немало трудностей. Во-первых, надо решить, как именно будут «нарезаться» авиационные зоны для частников.
К тому же, необходимо создать в городах условия для посадки летательных аппаратов, пока же в Москве не хватает места даже автопарковкам. Кроме того, пока не ясно, где и как будут заправляться малые суда топливом и где вставать на сервисное обслуживание. Эти сети до сих пор не развиты в России.
Однако, несмотря на все сложности, рынку авиастроения все же предрекают светлое будущее. Повод для развития производства есть. Если устранить вышеперечисленные препятствия, аэрофикация российского населения, несомненно, возрастет. Следовательно, бизнес производства и обслуживания самолетов малой авиации будет развиваться.
Если говорить о примере США, там количество малых летательных аппаратов исчисляется десятками тысяч, отметка частных пилотов превысила 100 тысяч человек. В России ничуть не меньше перспектив, предполагает О.Пантелеев.
Самолетный производственный бизнес уже сейчас выгоден миру. Введение уведомительной системы в России скажется на росте потребления самолетов. «У производителей будет меньше страхов, сомнений и предрассудков оттого, что в России летать нельзя. Это, конечно, это упростит жизнь производителям самолетов малой авиации», – продолжает наш собеседник.
Впрочем, занять эту нишу местному самолетостроению будет очень сложно, считает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт.ру»: «Пока ни о какой серийности речи идти не может. Когда будет серийное производство, стоимость самолетов может значительно упасть и тем самым повысить привлекательность покупки малых воздушных судов. В России недостаточно развито собственное производство сертифицированных воздушных судов, нет салонов, где можно купить самолет так же просто, как автомобиль. Этот рынок будет проще занять зарубежным производителям».
Но и тут есть свои препятствия. У нас до сих пор существуют больше заградительные пошлины на ввоз из-за границы малых летательных аппаратов. С другой стороны – проблема решаема.
Если говорить о создании необходимой инфраструктуры и наладке собственного производства, потребуется немало сил и капитальных вложений. Только в таких условиях бизнес по строительству и обслуживанию самолетов будет набирать обороты, как в США и Канаде.
Пока же особых экономических предпосылок для этого нет, говорит О.Пантелеев. Именно поэтому, скорее всего, развивать эту нишу будут за счет иностранных инвестиций, которые вряд ли будут продвигать отечественные марки.
Источник: Bigness.ru автор: Наталья Трефилова