Регистрация самолета в определенном государстве является архиважным вопросом для владельца судна. Регистрационный номер – это своеобразное имя самолета. Под этим именем он будет известен авиационным властям, так его будут называть аэронавигационные, аэропортовые и другие службы, да и в «родной» авиакомпании используют это краткое название. А к выбору имени нужно подходить очень тщательно – ведь в случае с воздушным судном от этого будет зависеть очень многое.
Регистрация самолета в определенном государстве является архиважным вопросом для владельца судна. Регистрационный номер – это своеобразное имя самолета. Под этим именем он будет известен авиационным властям, так его будут называть аэронавигационные, аэропортовые и другие службы, да и в «родной» авиакомпании используют это краткое название. А к выбору имени нужно подходить очень тщательно – ведь в случае с воздушным судном от этого будет зависеть очень многое.
Выбор места и типа регистрации определяет тот круг возможностей и, наоборот, ограничений, которые получает владелец бизнес-джета. Процедуру постановки в авиационный реестр той или иной державы самолету нередко приходится проходить не один раз. В каких же случаях это происходит?
Естественно, при введении в эксплуатацию нового самолета – хотя с регистрацией следует определиться еще во время его строительства, чтобы избежать ненужных трудностей в последний момент. А также при покупке бизнес-джета на вторичном рынке, в случае изменения статуса или смены управляющей компании в целях оптимизации использования частного или корпоративного воздушного судна.
Коммерческий или частный?
Мы коснулись вопроса статуса воздушного судна, который определяет и тип его эксплуатации. Собственно, существует два варианта – коммерческая эксплуатация, когда самолет в свободное от полетов владельца время выполняет чартерные рейсы, и частная – в этом случае самолет совершает полеты исключительно в интересах владельца.
До недавнего времени некоторым авиакомпаниям, управляющим бизнес-джетами со статусом частного воздушного судна, удавалось организовывать и коммерческие рейсы. Теперь же контроль со стороны авиационных властей существенно усилился, и полноценная легальная коммерческая эксплуатация воздушного судна возможна только при наличии у него соответствующего статуса.
Легальное коммерческое использование самолета, таким образом, приносит очевидные преимущества. Когда самолет используется не только для перелетов владельца, но и выполняет чартерные рейсы, существенно снижаются затраты, а в ряде случаев появляется реальная возможность получать прибыль. Также существенным плюсом является и приоритетное положение коммерческого борта при получении слотов (временных интервалов для взлета-посадки) в аэропорту. Однако к процедуре регистрации бизнес-джета в коммерческом статусе применяются гораздо более строгие требования.
«Урок географии»
На практике для российских владельцев воздушных судов доступно несколько вариантов «прописки» воздушного судна: Россия, оффшоры, Европейские страны, США. Правда, американская регистрация имеет свою специфику и используется пока нечасто.
Регистрация в Российской Федерации возможна как для частных самолетов, так и для бизнес-джетов, выполняющих коммерческие перевозки. Тем не менее, постановка самолетов западного производства в российский авиационный реестр является весьма дорогим удовольствием и в большинстве случаев оказывается нецелесообразной. Очевидно, что не каждый владелец готов полностью заплатить таможенные сборы и налоги, которые в сумме составляют около 41% от стоимости самого бизнес-джета. Исключением может считаться тот случай, когда самолет предназначен в основном для полетов по внутренним маршрутам.
Вариант регистрации в оффшорной зоне предлагает целый ряд государств – Аруба, Каймановы и Бермудские острова, а с недавнего времени и британский остров Мэн. Внесенные в авиационный реестр этих стран самолеты получают статус исключительно частного воздушного судна. Тем не менее, эти государства не требуют обязательной постановки самолета в управление местной авиакомпанией. Так, бизнес-джет с бермудской регистрацией может спокойно эксплуатироваться любым европейским, американским или российским оператором. Вопрос с подбором пилотов здесь также упрощен – на работу можно нанять и отечественных специалистов, обладающих соответствующими допусками и лицензиями. Этими преимуществами активно пользуются многие российские владельцы самолетов, однако ситуация в этой сфере стала меняться. По информации Федеральной Аэронавигационной Службы, в ближайшее время отечественные и арубские власти планируют заключить соглашение о том, что суда, зарегистрированные в Арубе и базирующиеся в России, должны эксплуатироваться только сертифицированным российским оператором.
Наиболее привлекательны для владельцев самолетов европейские страны: Австрия, Германия, Швейцария, Великобритания. Здесь созданы оптимальные условия для постановки в авиационный реестр как частных, так и коммерческих бортов. На территории этих государств, за исключением Швейцарии, с владельца самолета не взимаются таможенные сборы и НДС, а сама процедура регистрации достаточно проста. Конечно, и здесь есть свои нюансы, связанные с законодательством этих стран.
Нелегкий выбор
Как видим, выбор у владельца бизнес-джета достаточно широк, но готовых решений здесь не существует. Мы нарисовали лишь общую схему. На практике же оказывается не так просто привести собственные требования, задачи и предпочтения в гармонию с теми возможностями и ограничениями, которыми обладает авиационный реестр конкретной страны. Дело даже не в тонкостях юридических хитросплетений. В наше время достаточно грамотных юристов, способных решать и очень сложные задачи. А дело, пожалуй, в том, что для полноценной навигации в море всех этих «плюсов и минусов», законодательных препон и требований и их реального применения нужен практический опыт. Кто же может стать подобным опытным навигатором?
Казалось бы, ответ лежит на поверхности – нужную консультацию всегда с готовностью предоставит компания, которой предполагается доверить управление воздушным судном. Но не следует забывать, что такая компания всегда будет выступать заинтересованной стороной, а это нередко сказывается и на том, куда будет «направлено» мнение владельца. Учитывая эту особенность, стоит подчеркнуть роль независимых консультантов, благо, этому направлению дан старт и на отечественном рынке. Экспертная оценка опытных специалистов, которые прекрасно знают как общую ситуацию на рынке, так и его конкретных игроков (включая реальные возможности и специфику авиакомпаний), вполне может застраховать владельца от неверного шага.
Источник: Top Flight