Леонид Созинов: Я был откровенно удивлен мажорному тону выступлений о ситуации в АОН России.
Читая декабрьский номер AeroJetStyle (2007 г.), я был откровенно удивлен мажорному тону выступлений некоторых авторов.
Например, процитирую Е. Ермакова: «… в результате преемственности президентской линии, надеюсь, что наметившаяся тенденция в АОН будет сохранена». Возникает вопрос — а какая тенденция? Думаю, многим известно, что за последние 5–6 лет были закрыты сотни аэродромов и площадок, среди которых базовые аэродромы АОН — Мячково в Подмосковье и Ржевка под Санкт-Петербургом; запрещены полеты ФЛА России; система легализации полетов воздушных судов иностранного производства загнана в тупик и стала неподъемной для большинства собственников таких ВС; сертификация единичных экземпляров ВС блокируется чиновниками в виде издания нормативных документов, выполнение требований которых частными лицами невозможно; воздушное пространство для полетов АОН, по большому счету, осталось закрыто.
Не верите? Попробуйте пролететь на легком воздушном судне из Москвы в южные регионы страны. «Понизу» — нельзя, так как МДП Тулы не работает, а «поверху» пройти — предоставят нижний эшелон 6600 м. Мне могут возразить: да ведь летают же! Но большинство таких полетов подпадает под термин «партизанщина». И вся эта ненормальная обстановка существует в стране огромной, непроходимой и не имеющей полноценной сети автодорог! Продолжу цитировать Ермакова: «Дай Бог, произойдет в марте главное для России событие — появится четырехгодовая стабильность…». Я не говорю здесь о новом Президенте — речь идет именно про стабильность в отношении «наметившейся тенденции в АОН».
Сегодня многие проблемы авиации общего назначения надуманы. Одна из них — «нет законодательной базы». Но если захотеть разрушить вышеупомянутую стабильность, то законодательную базу АОН можно быстро создать. Для этого нужно опереться на два важных принципа:
1. Россия является членом ИКАО, и поэтому в основу законодательной базы для АОН должны быть взяты документы этой организации (Приложения Чикагской Конвенции №№2, 6, Doc 8168…);
2. Авиация общего назначения России должна быть только гражданской и под юрисдикцией Министерства транспорта, так же как во всех государствах — членах ИКАО.
Все давно уже написано! Решение вопроса легализации полетов АОН является ПОЛИТИЧЕСКИМ. Не надо тратить напрасно время на разработку множества документов, причем привлекать для этого людей, далеких от международной гражданской авиации.
Выскажу свое мнение о предстоящей «либерализации» воздушного пространства РФ. По имеющимся сведениям, будет открыт слой в диапазоне высот от 0 до 300 м с сохранением маршрутов МВЛ. А как же международные требования по правилам визуальных полетов (ПВП)? Согласно Приложению №2 Чикагской Конвенции ИКАО, полеты ПВП разрешаются с запасом высоты над наивысшим препятствием не менее 500 футов (150 м) и с расстоянием по вертикали до облаков не менее 300 м, горизонтальное расстояние до облаков — не менее 1500 м, при этом горизонтальная видимость до высоты 3050 м — не менее 5 км. В неконтролируемом воздушном пространстве, согласно Дополнению №3 к Приложению №2 Чикагской Конвенции, предусмотрено эшелонирование для полетов по ПВП. Таким образом, есть возможность безопасно выполнять полет. А что у нас получается? Всех загонят практически на одну высоту на мизерном расстоянии до искусственных препятствий, да еще обяжут летать по одним маршрутам. Отсюда ясно, что избежать столкновений либо друг с другом, либо с проводами или другими препятствиями будет просто невозможно.
Зачем кто-то опять пытается «изобретать велосипед»? А ведь у нас неба…! Так и хочется призвать этих «изобретателей»: отдайте для неконтролируемого пространства слой до высоты 3000 м, отмените в структуре воздушного пространства местные воздушные линии, введите эшелоны ПВП по направлениям через 150 м высоты…
Я в гражданской авиации — 43 года. Времена были разные, но, поверьте, такого кризисного состояния отрасли, такого триумфа идиотизма еще не было. С болью в сердце пишу эти строки. И не дай Бог продолжения этой существующей «стабильности» в Гражданской авиации России. Верю в победу разума, и да здравствует наша любовь к Небу!
Леонид Созинов
заместитель генерального директора по безопасности полетов
НП «Союз авиаторов «Крылья», пилот-инструктор АУЦ