Рынок перегрет, но это не предел

После лихорадочного 2021 года отрасль бизнес-авиации демонстрирует признаки того, что подъем продолжится и в 2022 году, на фоне проблем с поставками, рабочей силой и техническим обслуживанием.

Президент и главный исполнительный директор NBAA Эд Болен на прошлой неделе провел вебинар «Час новостей» о перспективах бизнес-авиации в 2022 году, отметив, что лидеры признают, что «во многих отношениях отрасль работает на пределе возможностей», но впереди еще «много интересного».

Президент и главный исполнительный директор Mesinger Jet Sales Джей Месингер модерировал дискуссию, нарисовав картину текущего состояния рынка: «2021 год был беспрецедентным годом для роста нашей отрасли», соглашаясь с тем, что «рекордное количество новых клиентов зашкаливает». Он упомянул о давлении на предложение, рабочую силу и «сумасшедшие» цены, которые больше не связаны с традиционными рыночными инструментами оценки. «Это просто «сколько я должен заплатить, чтобы попасть в эту игру?»»

В марте 2020 года, когда пандемия укоренилась, преобладало мнение, что стоимость самолетов немного снизится. Месингер добавил: «Не на то мы обращали внимание. Чего мы не понимали, так это богатства, которое будет создано во время этой пандемии, или абсолютного презрения людей к полетам на классических авиакомпаниях. Но самое главное – они превратят это пренебрежение и это богатство в наибольшее количество новых покупателей, когда-либо приходивших в нашу отрасль».

По словам Месингера, результатом стало «полное истощение» запасов свободных самолетов на вторичном рынке. Кроме того, некоторые полагали, что, когда 2021 год закончится и желание получить амортизационную премию будет удовлетворено, безумие покупателей пойдет на убыль. «Но вот и полтора месяца в 2022 году, а спроса и безумия ничуть не меньше».

Ограниченное предложение распространяется на весь бизнес, включая необходимость привлечения большего количества рабочей силы и повышающее давление на заработную плату. Шарил Барден, президент и главный исполнительный директор Aviation Personnel International, заявила, что заработная плата продолжает резко расти по всем направлениям на всех уровнях. «Проблема заключается не только в увольнениях, но и в неуклонном сокращении числа пилотов и специалистов по техническому обслуживанию, которое продолжалось годами. Сейчас мы ощущаем эффект от этого. Он идет как лавина». Деловая авиация нуждается в активном найме, и это станет особенно важным, когда авиакомпании начнут полностью нанимать новых сотрудников. Кроме того, отрасль коллективно сосредоточена на этом вопросе, рассматривая стажировки и другие возможности. Барден также подчеркнула необходимость хорошего управления и четкого карьерного роста, чтобы удержать уже привлеченных сотрудников, а также привлекательное вознаграждение.

Тем временем генеральный директор Jet Linx Джейми Уокер отметил, что, хотя рынок предоставляет возможности, важно измерять рост, а «качество имеет первостепенное значение для бренда». Операторы должны иметь возможность управлять ростом. «На рынке, где мы так агрессивны, чтобы заполучить клиентов и никогда не говорить «нет», трудно быть по другую сторону стола, беспокоиться о качестве, заботиться о долгосрочных отношениях с нашими клиентами», - заявил Уокер. «Это действительно необычное и другое время». Он рассказал об ограничениях по наращиванию флота, чтобы иметь дополнительные мощности. Эксплуатируя управляемые самолеты, Jet Linx действительно видел «небольшой исход», поскольку владельцы воспользовались астрономическими предложениями и продали свои самолеты, но он сказал, что сейчас наблюдается небольшой приток. В декабре он сообщил, что более двух десятков самолетов его компании прошли проверку на соответствие, но сказал: «У нас легко могло бы быть еще от 25 до 30 самолетов, проходящих проверку прямо сейчас, если бы на стороне предложения была доступность. К сожалению, это мешает нам».

Председатель Duncan Aviation Тодд Дункан видит большую проблему с ограничениями цепочки поставок. «К сожалению, это стало более значительным фактором», — сказал Дункан. «Эти ограничения затрагивают вещи, которые всегда были доступны, такие как смазочные материалы, или как шины». Но рынок предоставил возможности для ТОиР, сказал он, отметив, что существует «огромное количество проблем на стороне ТОиР». Раньше в среднем время исполнения контракта составляло от 30 до 45 дней, а теперь 6-8 месяцев.