Запреты на российские самолеты пока не остановили трафик

Согласно еженедельному обзору WINGX Business Aviation Bulletin, в течение второй недели военной операции резко ускорилось снижение трафика в России, Беларуси и Украине (RBU).

По сравнению с предыдущей неделей, в RBU сегмент регулярных пассажирских авиаперевозок снизился на 54%, грузовой трафик — на 66%, бизнес-авиация — на 57%. По сравнению с той же первой неделей марта 2019 года количество вылетов бизнес-джетов из этих трех стран сократилось на 39%.

Для сравнения, вплоть до начала военной операции количество вылетов бизнес-джетов из России показывало рост на 25% по сравнению с периодом январь-февраль 2019 года. Неудивительно, что наибольшее снижение трафика наблюдалось со странами, которые ввели запреты на полеты российских самолетов в своем воздушном пространстве.

Вылеты из RBU на прошлой неделе в страны, где запрещены полеты российских самолетов

Внутренняя активность в России более устойчива, на нее приходится почти половина всех рейсов бизнес-джетов, и на 10% выше, чем на той же неделе в 2019 году. Самые загруженные пары городов бизнес-джетов включают Санкт-Петербург, Казань и Москву.

Рейсы деловой и регулярной авиации из Москвы, 1-7 марта 2022 г.

На внутренних рейсах за последнюю неделю самым популярным бизнес-джетом стал Falcon 900. На международных рейсах самым популярным направлением являются ОАЭ и, в частности, Дубай. С 49 вылетами в первую неделю марта трафик между Россией и ОАЭ загружен в три раза больше, чем до пандемии, но в последнюю неделю февраля приходилось только две трети от активности в 2019. На Embraer Legacy 600 выполнено более 60% этих поездок. Следующими по популярности международными направлениями являются Баку и Стамбул.

Рейсы деловой и регулярной авиации из Москвы, 1-7 марта 2022 г. относительно 2020 г.

Поразительно, но несмотря на украинский кризис до сих пор активность бизнес-джетов в Европе продолжает превышать допандемийный уровень. В первую неделю марта трафик бизнес-джетов вырос на 17% по сравнению с мартом 2019 года, и в знак восстановления после ограничений Covid активность увеличилась на 50% по сравнению с мартом 2021 года.

Высокий спрос на бизнес-джеты в Европе также отражает плохое состояние регулярных авиаперевозок, которые в этом году на 30% ниже допандемийного уровня. За последние шесть месяцев спрос на долевые и чартерные рейсы увеличился, хотя самый последний импульс был получен за счет восстановления некоммерческих рейсов, в том числе отделов корпоративных полетов.

Северная Америка

Североамериканский рынок очевидным образом изолирован от непосредственного влияния украинского кризиса и переживает «окончание» восстановления после Covid, что приносит наибольшую выгоду самолетам с большой кабиной, выполняющим многочасовые полеты. Например, активность сверхдальних бизнес-джетов увеличилась на 28%.

В сегменте джетов с большим салоном и бизнес-лайнеров, Airbus ACJ быстро приближается к активности до 2020 года, хотя видимый трафик флота BBJ отстает, на 60% ниже, чем в марте 2019 года. Легкие самолеты были самыми большими бенефициарами восстановления: в марте североамериканский флот Cessna совершил на 35% больше рейсов по сравнению с 2019 годом.

Остальной мир

За пределами Северной Америки и Европы, включая Россию, в 2022 году наблюдался самый сильный рост количества рейсов бизнес-джетов: в марте этого года они увеличились на 52% по сравнению с тремя годами ранее. В Бразилии, Аргентине, Австралии, Индии и Нигерии активность была намного выше, чем до пандемии. Есть несколько стран, в которых не наблюдалось такого сильного восстановления, и они в основном в Азии. В этом регионе длительные ограничения, связанные с пандемией, и неспокойная геополитическая обстановка ограничили летную активность, особенно налет. Наибольший спад произошел в Китае: в первую неделю этого месяца исходящий трафик сократился на 48% по сравнению с 2019 годом.

Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «Отрасль с трепетом смотрит на последствия для мировой экономики военной операции в Украине, но эффект невелик с точки зрения немедленного сокращения летной активности. Быстрое снижение количества вылетающих рейсов из непосредственно затронутых регионов более чем компенсируется сохраняющимся высоким спросом на поездки по требованию, поскольку в Европе и США снимаются окончательные ограничения».