Несмотря на кризис в Украине спрос на бизнес-авиацию растет

Согласно еженедельному обзору WINGX Business Aviation Bulletin, из-за падения трафика в России, Белоруссии и Украине на третьей неделе военной спецоперации в Украине (7-13 марта) ускорилось прямое воздействие на авиацию.

По сравнению с предыдущей неделей (28 февраля — 3 марта) рейсы регулярных авиакомпаний, бизнес-джетов и грузовых операторов в России сократились соответственно на 11%, 43% и 92%. Если взять последние три недели и сравнить с теми же неделями 2021, 2020 и 2019 годов, спрос на бизнес-джеты, вылетающие из России, упал на 26%, 21% и 16% соответственно.

Аэропорт Внуково, который в 2021 году занимал 3-е место в Европе по активности бизнес-джетов, за последнюю неделю опустился на 24-е место в Европе по количеству вылетов бизнес-джетов.

Самые загруженные российские аэропорты (бизнес-джеты) с 8 по 14 марта 2022 г. в сравнении с 2021, 2020, 2019 гг.

Кризис в Украине практически не повлиял на более широкий европейский спрос на бизнес-авиацию: в этом месяце рейсы бизнес-джетов выросли на 48%, 18% и 12% по сравнению с тем же периодом в 2021, 2020 и 2019 годах. Влияние на глобальную тенденцию еще меньше: в марте 2022 г. активность бизнес-джетов выросла на 35% по сравнению с 2021 г. и 25% по сравнению с 2019 г. Регулярные авиакомпании по-прежнему восстанавливаются гораздо медленнее: трафик с начала 2022 года снизился на 31% по сравнению с 2019 годом.

Европа

Еще в марте 2019 года 5% всех прибытий бизнес-джетов в Европу приходилось на Россию, Украину и Беларусь, а в этом месяце этот показатель упал до 2%. С нетерпением ожидая лета, европейские чартерные операторы могут получить большой удар из-за исключения россиян с рынка. Еще в июне 2019 года из Внуково было выполнено 311 чартерных и долевых рейсов. В прошлом году это число выросло до 501 полетов. Самыми популярными направлениями в Европе были Париж-Ле-Бурже, Ницца и Фарнборо, при этом соответственно 1%, 5% и 3% трафика в эти локации приходилось на рейсы в Россию, Беларусь и Украину.

Наибольший рост вылетающих из России рейсов бизнес-джетов в прошлом году приходился на Ближний Восток, особенно Дубай, где в 2021 году количество прибытий увеличилось на 194% по сравнению с 2019 годом. Даже с начала военной спецоперации исходящие рейсы из Внуково в Дубай были относительно устойчивыми: 42 вылета в этом месяце, что на 35% меньше, чем в прошлом году, но все же на 250% больше, чем за тот же период 2019 года.

Соединенные Штаты

В США по-прежнему наблюдается рекордный спрос на бизнес-авиацию. К середине марта 2022 года бизнес-джеты в США выполнили 109 000 рейсов, что на 21% больше, чем в сопоставимом периоде 2019 года. Чартерные и долевые операторы, выполняющие полеты по Part 135 и Part 91K, в этом году налетают дополнительно 52500 часов по сравнению с тем же периодом 2019 года, что означает рост летных часов на 23%. Несмотря на растущие опасения относительно экономической ситуации, активность чартерных и долевых операторов за последние 7 дней увеличилась на 16%.

Три самых загруженных чартерных оператора, Wheels UP, VistaJet и Jet Edge, за последнюю неделю выполнили в общей сложности 1800 рейсов, а их общий активный парк насчитывает 212 самолетов.

Тенденции по операторам бизнес-джетов в США с 1 по 14 марта 2022 года по сравнению с 2021, 2020 и 2019 годами

Остальной мир

За исключением США и Европы, глобальная активность бизнес-джетов в марте 2022 года выросла на 36%, 20%, 10% по сравнению с тем же периодом 2021, 2020, 2019 годов. В этом месяце на Ближнем Востоке наблюдается всплеск посетителей выставки яхт в гавани Дубая. В аэропорты ОАЭ в Дубае (всех вместе взятых) и Абу-Даби в этом месяце прибыло 585 бизнес-джетов, что на 92% больше, чем за тот же период в марте 2019 года.

Страной с явно неблагоприятной динамикой активности является Китай: количество рейсов бизнес-джетов с января по середину марта 2022 года по сравнению с 2019 годом сократилось на 31%, а количество летных часов — на 49%.

Основные сегменты бизнес-джетов в Китае с 1 января по 14 марта 2022 г. по сравнению с 2021, 2020 и 2019 гг.

Управляющий директор WINGX Ричарда Кое комментирует: «В настоящее время Россия исключена из глобальной авиационной отрасли, и это резко проявилось в снижении количества прибытий бизнес-джетов в Европу, а в ближайшие несколько месяцев также отразится в побочном снижении поддержки обслуживания самолетов и продаж. Но до сих пор геополитический шок и экономические последствия не повлияли на совокупный спрос на бизнес-джеты, который по-прежнему выше, чем когда-либо во всем мире».