Постковидное восстановление пока перевешивает тревожные сигналы в экономике

Согласно еженедельному обзору WINGX Business Aviation Bulletin, на фоне второго месяца военной спецоперации на Украине активность авиации в России, Белоруссии и Украине продолжает сокращаться, упав за последние 7 дней еще на 50%. По сравнению с той же неделей 2019 года общий трафик гражданских самолетов в этих трех странах снизился на 48%.

Деловая авиация, на долю которой приходится 2,5% общей активности в этом регионе, за последнюю неделю сократилась на две трети по сравнению с 2019 годом и более чем на 70% по сравнению с мартом 2021 года. Главным международным направлением для бизнес-джетов, вылетающих из России на прошлой неделе, стал Стамбул – 19 вылетов, что необычно много. Дубай также является частым местом назначения. Помимо Белграда, ни один из городов Европы не входит в десятку популярных городов мира для полетов из этих стран.

Направления рейсов бизнес-джетов из России, Белоруссии, Украины 20-27 марта 2022 г. по сравнению с предыдущими годами

Несмотря на значительно ухудшившиеся в марте 2022 года геополитические перспективы и уже материализовавшееся влияние на экономику, в этом месяце полеты бизнес-джетов по-прежнему бьют рекорды. По сравнению с мартом 2019 года, глобальный трафик бизнес-джетов в этом месяце вырос на 23%. Возможно, что присутствует некоторое замедление: тенденция за последние 7 дней «всего» на 19% выше, чем на той же неделе в 2019 году. Регулярные пассажирские авиаперевозки по-прежнему на 30% ниже нормы. Активность грузовых операторов заметно замедлилась: на прошлой неделе было зафиксировано падение на 11% по сравнению с 2019 годом, тогда как с начала месяца пока на 8% выше, чем в марте 2019 года.

Доля регулярных, грузовых, специальных и чартерных рейсов в общей глобальной активности за последние 7 дней 2022 года

Европа

Европа принимает на себя основной удар турбулентности из-за украинского кризиса, и это проявляется в рейсах бизнес-джетов, рост которых за последние 7 дней замедлился до 7% по сравнению с ростом на 11% с начала месяца по отношению к 2019 году.

Тенденции европейских стран сильно различаются: спрос на бизнес-джеты в России рухнул, активность во Франции и Германии не изменилась по сравнению с 2019 годом, хотя и значительно выросла по сравнению с прошлым годом. В Великобритании наблюдался очень сильный отскок по сравнению с прошлым годом, более чем вдвое выше в сопоставимой неделе этого года относительно 2019. Тенденции последних 7 дней в Швеции, Бельгии, Нидерландах, Польше, Португалии и Чехии также очень сильны по сравнению с той же неделей 2019 года.

Вылеты бизнес-джетов по странам с 21 по 28 марта 2022 г. по сравнению с предыдущими годами

Северная Америка

За последние 7 дней в Северной Америке на долю США приходилось более 90% трафика бизнес-джетов, при этом спрос существенно превысил допандемийный уровень, на 22,8% выше, чем на той же неделе в марте 2019 года. С начала марта наблюдается рост на 29% по сравнению с 2019 годом.

Вылеты бизнес-джетов по аэропортам США 21-28 марта 2022 г. по сравнению с предыдущими годами

Коста-Рика, Виргинские острова США и Пуэрто-Рико демонстрируют двузначный рост активности бизнес-джетов по сравнению с тремя годами ранее. Сегмент турбовинтовых самолетов переживает не лучшие времена: количество рейсов в США на прошлой неделе сократилось на 10% по сравнению с той же неделей 2019 года и на 4% с начала месяца по сравнению с 2019 годом. Тетерборо — самый загруженный аэропорт в США для бизнес-джетов, который в настоящее время незначительно превышает показатели марта 2019 года. Уэст-Палм-Бич продолжает бить рекорды, количество вылетов выросло на 67% по сравнению с той же неделей в марте 2019 года.

Остальной мир

За пределами Европы и США спрос на бизнес-авиацию в марте выше, чем когда-либо прежде: с начала месяца по сравнению с мартом 2019 года было выполнено на 24% больше рейсов бизнес-джетов. Мексика и Канада являются двумя крупнейшими рынками, но ни один из них не догнал уровня допандемийной активности, при этом Мексика значительно отстает от сопоставимого периода 2019 года.

В трех странах наблюдается удвоение активности бизнес-джетов с момента, предшествовавшего пандемии: в Бразилии, Нигерии и Объединенных Арабских Эмиратах. Китай занимает 20-е место среди остального мира по загруженности, с меньшим количеством рейсов бизнес-джетов на прошлой неделе, чем в Марокко, и со снижением почти на 50% по сравнению с мартом 2019 года. На уровне аэропортов в марте самым загруженным в остальном мире по трафику бизнес-джетов является Нассау, где выполнено 1601 операций, что на 33% больше, чем в марте 2019 года.

Вылеты бизнес-джетов по аэропортам с 1 по 28 марта 2022 г. по сравнению с предыдущими годами

Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «Конфликт в Украине распространяется на экономику в целом и, вероятно, повлияет на инвестиционные решения, а также на расходы в интересах образа жизни, что неизбежно замедлит восстановление, которое мы наблюдаем в сфере путешествий бизнес-джетами за последние 12 месяцев. Тем не менее, на глобальном уровне мы по-прежнему наблюдаем, что активность бизнес-авиации значительно превышает норму марта до пандемии».