В Германии резкий спад, но США всё еще на подъеме

Согласно еженедельному обзору WINGX Business Aviation Bulletin, с 1 по 11 апреля 2022 года в России, Беларуси и Украине было зафиксировано всего 311 рейсов бизнес-джетов.

По мере углубления украинского кризиса регулярные и грузовые авиаперевозки в регионе также быстро сокращаются. Общая активность самолетов в первой половине апреля 2022 года упала на 43% в годовом исчислении, и хотя это по-прежнему вдвое выше по сравнению с апрелем 2020 года, но по сравнению с апрелем 2019 года падение составляет 50%.

В последние несколько дней наблюдается более резкое падение активности в этом регионе. За последние 7 дней было совершено всего 59 международных рейсов бизнес-джетов, что почти на 90% меньше, чем 3 года назад. Чартерный рынок практически исчез, активны только частные владельцы. Основная часть полетов бизнес-джетов совершается внутри России. Из международных рейсов большинство направляется в Турцию и ОАЭ.

Регулярные, деловые и грузовые рейсы в России, Белоруссии, Украине с 2020 года

Европа

Углубление экономических последствий украинского кризиса, по-видимому, замедляет рекордный рост активности бизнес-джетов в Европе. Он по-прежнему находится на самом высоком уровне, увеличившись в апреле 2022 года на 7% по сравнению с апрелем 2019 года, но этот уже ниже роста на 14% с начала года по сравнению с 2019 годом.

Падение спроса в России является важным фактором; без учета России тенденция роста в апреле по-прежнему почти на 10% превышает допандемийный уровень. В некоторых странах наблюдается гораздо более сильное восстановление активности бизнес-джетов: трафик бизнес-джетов в Великобритании, Испании и Швейцарии вырос более чем на 20% по сравнению с апрелем 2019 года. Германия явно испытывает на себе основное влияние кризиса: активность бизнес-джетов в этом месяце упала на 13% по сравнению с апрелем 2019 года.

Активность бизнес-джетов в странах Европы в апреле 2022 г.

Исключая российский рынок, рекордный рост спроса на бизнес-джеты приходится на сегменты суперсредних и суперлегких бизнес-джетов, активность которых увеличилась на 30% и 22% соответственно. Например, трафик Challenger 300 вырос на 58% по сравнению с 2019 годом, а флот Embraer Phenom 300 в этом месяце увеличил полеты на 48%. Активность тяжелых бизнес-джетов снизилась, по-прежнему на 51% выше по сравнению с прошлым годом, но на 6% ниже по сравнению с апрелем 2019 года.

Это отражает подверженность быстро угасающему спросу со стороны российских клиентов; 16% всех рейсов бизнес-джетов в Европе в 2021 году связаны с Россией и Украиной. Активность сверхдальних бизнес-джетов имеет очень скромный рост в 1% по сравнению с апрелем трехлетней давности. Полеты Global 6500 снизилась на 2% по сравнению с апрелем 2019 года, а спрос на семейство Challenger 600 упал на 20%.

Северная Америка

Активность бизнес-джетов в Северной Америке находится на рекордном уровне: на 26% выше, чем в апреле прошлого года, в пять раз больше, чем в апреле 2020 года, и на 25% выше, чем до пандемии в апреле 2019 года. В настоящее время сегмент сверхдальних бизнес-джетов демонстрирует самый сильный рост по сравнению с прошлым годом, увеличившись на 60% и на 39% по сравнению с апрелем 2019 года. 80% от этой активности ультрадальних джетов приходится на внутренние рейсы в США, а следующие по загруженности направления – между США и Мексикой, Багамскими островами и Канадой.

В то время как полеты ультрадальних джетов в правительственных миссиях и миссиях скорой помощи в этом месяце снизилась, частные и корпоративные летные отделы летают на 46% больше, чем в апреле 2019 года, чартерные перевозки выросли на 43%, а активность частичных рейсов увеличилась на 27%. Для чартерных рейсов сверхдальних бизнес-джетов самым загруженным аэропортом в этом месяце является Тетерборо, 78 рейсов за последние 10 дней, что на 20% больше, чем в апреле 2019 года.

Маршруты сверхдальних самолетов в Северной Америке в апреле 2022 года по сравнению с предыдущими годами

Остальной мир

Чартерные перевозки на сверхдальних самолетах за пределами Северной Америки и Европы все еще не восстановились до предпандемийного уровня: в этом месяце по всему миру было совершено на 2% меньше рейсов по сравнению с апрелем 2019 года. Включая все платформы бизнес-джетов, эксплуатируемые во всем остальном мире, трафик значительно вырос по сравнению с предпандемийным периодом, было выполнено на 47% больше рейсов, хотя налет увеличился всего на 20%.

Самыми загруженными аэропортами в этом месяце являются Congonhas Sao Paolo, Al Maktoum Dubai, Ben Gurion Tel Aviv и Seletar Singapore. Почти вся активность приходится на внутренние рейсы, а более дальний трафик всё еще отстает от допандемийных объемов: рейсы продолжительностью более 6 часов сократились на 8%. Наиболее очевидным примером продолжающегося воздействия ограничений, связанных с коронавирусом, является Китай, где количество рейсов бизнес-джетов сократилось на 70% по сравнению с апрелем 2021 года и на 50% по сравнению с апрелем 2019 года.

Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «По мере углубления украинского кризиса рекордный спрос на бизнес-джеты в Европе замедляется, при этом трафик в Германии падает с недавних максимумов, и теперь снова ниже допандемийного уровня. Легкие и средние джеты занимают все большую долю рынка, при этом крупноразмерные самолеты в большей степени подвержены падающему спросу со стороны российских клиентов. По другую сторону Атлантики рынок США по-прежнему очень силен, особенно в сегменте самолетов с большой кабиной. В Китае бизнес-джеты практически прикованы к земле локдауном».