Несмотря на пасхальный трафик тенденции роста ослабевают

Согласно еженедельному обзору WINGX Business Aviation Bulletin, военная спецоперация на Украине продолжает подрывать активность бизнес-авиации в регионе.

Совершенно очевидно, что рейсы бизнес-джетов в России, Белоруссии и Украине составляют лишь небольшую часть того, что было год назад: с начала апреля было совершено 500 рейсов, что на 70% меньше, чем в апреле 2021 года. За последнюю неделю было выполнено всего 200 рейсов, из которых 10% направились в ОАЭ и Турцию, а подавляющее большинство осуществлялось в пределах России.

Германия стала первым крупным рынком, который ощутил влияние кризиса: спрос на бизнес-джеты в этом месяце упал на 15% по сравнению с апрелем 2019 года. Другие европейские страны, которые сейчас также демонстрируют падение – Австрия, Люксембург, Финляндия, Словакия и Литва. Примечательно, что в этом месяце в Эстонии и Черногории значительно увеличилась активность бизнес-джетов.

Трафик бизнес-джетов в России, Белоруссии, Украине в апреле 2022 г. по сравнению с 21, 20, 19 гг.

Европа

В настоящее время Россия не входит в первую десятку рынков бизнес-авиации в Европе, хотя в начале года она была в первой пятерке. За исключением России, в Европейском регионе в этом месяце по-прежнему наблюдается здоровый спрос на бизнес-джеты, который увеличился на 9% по сравнению с апрелем 2019 года, на фоне падения активности регулярных авиакомпаний на 25% по сравнению с 2019 годом (несмотря на рост «регулярки» почти на 200% в апреле этого года по сравнению с апрелем прошлого года).

Пасхальные праздники показали высокий спрос в нескольких странах; за последние 7 дней трафик бизнес-джетов в Великобритании увеличился на 13% по сравнению с 2019 годом, в Испании — на 20%, в Турции — на 45%. Но общий рост в регионе замедляется: за последнюю неделю прирост составил всего 3% по сравнению с 2019 годом. Рейсы внутри Германии в течение пасхальной недели фактически упали на 21% по сравнению с 2019 годом. Самым загруженным международным сообщением на этой неделе стало Франция – Великобритания, количество рейсов выросло на 33% по сравнению с апрелем 2019 года.

В апреле в Европе наблюдается наибольший подъем активности в частных и корпоративных летных отделах. Клиенты долевых программ также летают гораздо чаще. Чартерный рынок слабеет, хотя все еще немного выше уровня 2019 года. Пасхальная неделя показала заметно меньшую активность в аэропортах Лутона, Милана и Рима. В то же время в Малаге, Майорке и Каннах наблюдался очень сильный рост по сравнению с тем, что было три года назад. Биггин-Хилл показал самый сильный рост как пункт отправления, количество рейсов бизнес-джетов выросло на 87% по сравнению с той же неделей 2019 года. Рейсы из аэропорта Ататюрка в Стамбуле увеличились на 45%.

Phenom 300 и Challenger 300/350 стали двумя самыми загруженными самолетами на прошлой неделе, при этом их активность была на 30% выше, чем три года назад. Количество рейсов Global Express и Global 6000 было на треть ниже уровня этой недели в апреле 2019 года.

Активность бизнес-джетов в самых загруженных европейских аэропортах на Пасху 2022 года

Активность бизнес-джетов в самых загруженных странах Европы в апреле 2022 года

Северная Америка

Активность в Северной Америке продолжает восстанавливаться по сравнению с предыдущими несколькими годами: полеты регулярных авиакомпаний выросли на 31% по сравнению с прошлым годом, что все еще на 23% меньше, чем в апреле 2019 года. Активность бизнес-джетов продолжает процветать: рост на 25% по сравнению с прошлым годом и на 19% относительно апреля 2019 года.

Долевые операторы летают намного больше, чем до пандемии, почти на 30% больше рейсов, чем 3 года назад. Частные и корпоративные летные отделы загружены на 20%, а чартерные рейсы выросли на 17%.

На сегодняшний день во Флориде фиксируется самая сильная региональная активность: в апреле внутри штата было выполнено более 7000 рейсов, что на 70% больше, чем в апреле 2019 года. Трафик бизнес-джетов между Флоридой, Джорджией и Нью-Джерси показывает рекордные значения. 7% из 23000 рейсов из Флориды в этом месяце были выполнены на Citation Excel/XLS, и этот флот совершил на 59% больше полетов, чем в апреле 2019 года.

Трафик бизнес-джетов между штатами США в апреле 2022 г. по сравнению с 2021, 2020 и 2019 гг.

Остальной мир

Из трех крупнейших рынков Северной Америки только США опережают апрель 2019 года; Канада и Мексика фиксируют падение на 21% и 34% соответственно. В Бразилии, Австралии, Индии, ОАЭ и Нигерии в 2022 году наблюдается рекордно высокая активность бизнес-джетов.

Как и в Европе и в США, в остальном мире наблюдается резкий контраст между стагнацией регулярных рейсов и восстановлением трафика бизнес-джетов. Например, на прошлой неделе активность бизнес-джетов в Сингапуре увеличилась на 60% по сравнению с апрелем 2019 года, в то время как коммерческие авиаперевозки упали на 40%. Карантин в Китае практически остановил авиационную деятельность крупных аэропортов: на прошлой неделе было зафиксировано всего 80 рейсов бизнес-джетов, что на 75% меньше, чем в апреле 2021 года.

Все типы самолетов, стоящие на приколе в аэропортах Шанхая 20 апреля 2022 года

Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «Трафик на пасхальной неделе был рекордным, но также наблюдались признаки замедления в связи с растущими опасениями из-за ситуации в мировой экономике. Европа в большей степени подвержена воздействию украинского кризиса, а в Германии наблюдается значительное замедление летной активности. США по-прежнему являются очень устойчивым рынком, а во Флориде наблюдается безудержный трафик бизнес-джетов».