Будет ли спад на вторичном рынке?

Игра в адвоката дьявола редко пользуется популярностью, часто омрачая оптимистичную точку зрения. Показательным примером является продажа подержанных самолетов в Северной Америке. Является ли увеличение предложения на вторичном рынке хорошим явлением или сигнализирует о грядущем падении спроса?

Все согласны с тем, что предложение на вторичном рынке впервые после пандемии превышает спрос. Доказательство пришло недавно в виде последнего отчета Международной ассоциации дилеров самолетов (IADA). Таким образом, рынок смягчается, но это давно назрело, и бояться нечего, считают некоторые отраслевые эксперты, с которыми консультировалась компания Corporate Jet Investor (CJI). Но некоторые инсайдеры бизнес-авиации более осторожно относятся к будущему спаду.

Дон Дуайер, управляющий партнер Guardian Jet, сохраняет оптимизм. «Спрос в чартерных и долевых полетах по-прежнему очень высок», — сказал он CJI. Он думает, что это может быть краткосрочным всплеском. «Тот факт, что в краткосрочной перспективе совершается меньше транзакций, отражает некоторое беспокойство экономической ситуацией, что естественно, но мы не наблюдаем падения цен», — сообщил он. «Covid, возможно, был ускорителем появления новых участников за последние два года, но «эти покупатели также пришли из-за силы «10-летнего бычьего рынка», и, как следствие, «смягчение неизбежно». Он добавил: «Я не могу предсказать, что произойдет в мировой экономике, но с точки зрения самолетов, я думаю, у нас все в порядке. Лучше, чем хорошо».

Дэвид Монаселл, исполнительный вице-президент CFS Jets, также полон надежд. Он думает, что, хотя такие факторы, как конфликт на Украине и инфляционное давление, создают определенные проблемы для рынка, их перевешивает беспрецедентное количество новых участников, заинтересованных в выходе на рынок. «У производителей текущие темпы производства не соответствуют спросу. Кроме того, вторичный рынок активно подогревается высоким спросом со стороны компаний, работающих в нише долевого владения и карточных продуктов», — сказал он.

Кроме того, по словам Пола Кирби, исполнительного вице-президента QS Partners и председателя IADA, вторичный рынок полностью сформировался на фоне последних геополитических и экономических реалиях и у него есть значительный потенциал роста. «Трансформация, которая произошла с марта, просто убрала часть пены, иррационального поведения и истерии с рынков».

Это может также поощрить новых участников, которые ранее колебались. «Впервые за три квартала многие покупатели, которые ждали некоторого подобия нормального состояния, чтобы вернуться на рынок, теперь имеют варианты, из которых можно выбирать», — считает он. «Недавнее увеличение предложения также придало многим покупателям уверенность, необходимую для выхода на рынок и совершения давно запланированных сделок».

Джей Месингер, генеральный директор и президент Mesinger Jet Sales, указывает на причины для сомнений. Он приветствует «более сбалансированный рынок», который позволит продавцам проявлять больше должной осмотрительности, но не уверен, что отрасль сможет предсказать спад, пока не станет слишком поздно. «Хотя мы все еще наблюдаем спрос при такой нехватке предложения, мы на самом деле не знаем, так ли он велик, как раньше», — говорит он. «Мне кажется, что сегодня покупателей меньше, и мы, как отрасль, можем пока этого не замечать».