Учитывая активное развитие современной авиационной отрасли, ведущие вертолетостроительные компании наладили интенсивное производство широкого спектра легких и средних вертолетов.
Учитывая активное развитие современной авиационной отрасли, ведущие вертолетостроительные компании наладили интенсивное производство широкого спектра легких и средних вертолетов. Наряду с выпуском серийных моделей постоянно готовятся к летным испытаниям и сертификации новые вертолеты, старые судна проходят процесс модернизации и снова стают в строй.
Практически все производители заявляют о рекордных количествах заказов и чрезвычайно высоком ажиотаже вокруг вертолетов гражданской авиации. Например, заказывая Bell 429 сегодня, покупатель получит его лишь к 2014 году.
Снизившийся курс доллара также повлиял на развитие вертолетного рынка. Так, по информации вертолетостроителей, на сегодняшний день большая часть геликоптеров, произведенных в США, уходит за пределы американского континента.
Вертолет AW119 Ke от компании AgustaWestland (Италия, Великобритания)
О создании новой модели Koala Enhanced (Ке) – модернизированном варианте вертолета Koala – европейская компания AgustaWestland объявила еще во время авиационного салона «Heli-Expo 2006». Уже через год вертолет прошел сертификацию Федеральной авиационной администрации (Federal Aviation Administration, FAA) США и Европейского агентства по авиационной безопасности (European Aviation Safety Authority, EASA), а первые поставки AW119 Ke запланированы на вторую половину текущего года.
Новый вертолет унаследовал от своего предшественника двигатель PT6B-37A производства канадской компании Pratt & Whitney Canada (P&WC). При этом он получил новые лопасти, выполненные из современных композитных материалов, что существенно улучшило летные характеристики машины. Несмотря на то, что Koala Enhanced немного тяжелее предыдущей модели Koala (2 850 кг против 2 720 кг), за счет увеличения частоты оборотов винта его двигатель производит большую взлетную тягу.
Вертолет Bell 429 от компании Bell (США)
По официальной информации, компания Bell уже получила 260 заказов на производство легкого вертолета Bell 429 стоимостью $4,865 миллиона. Это значит, что очередь на получение новой модели растянулась на сем лет. Однако разработчик надеется увеличить объемы производства вертолетов за счет привлечения других компаний для сборки своих фирменных машин.
В начале текущего года стартовали подготовительные летные испытания, в ходе которых опытные образцы должны наработать 1400-1500 часов налета. На прошлогодних летных тестах вертолет продемонстрировал практический потолок 6 100 метров. Полная сертификация Bell 429 запланирована на третий квартал 2008 года.
Несмотря на то, что общий дизайн и конструкция аппарата уже давно утверждены, производителю все-таки придется внести некоторые коррективы по результатам летных испытаний. Например, чтобы повысить управляемость и устойчивость машины в воздухе, лопасти рулевого винта сделают более рельефными. С той же целью на левой стороне хвостовой балки будет установлен неподвижный боковой стабилизатор.
Компания Bell намерена начать курс подготовки инструкторов по управлению Bell 429, и затем приступить к обучению частных пилотов. Базовая программа будет состоять из 32 часов теоретических занятий, 6,5 часов занятий на тренажерах и 5,5 часов практических занятий. Подготовительные курсы будут проходить в авторизированном учебном центре Bell Customer Training Academy.
Конвертоплан BA609 от компаний AgustaWestland и Bell
Совместная программа компаний Bell и AgustaWestland по созданию конвертоплана пока продвигается медленно. На сегодняшний день всего два прототипа BA609 проходят летные испытания в США и Италии. Правда, в первой половине 2008 года планируется запустить еще одну тестовую модель.
Конвертоплан или комбинированный самолет – это самостоятельный тип воздушного судна с фиксированным крылом, которое обладает способностью к вертикальному взлёту и посадке за счет поворота двигателей на 90 градусов, создавая таким образом вертикальную подъёмную силу.
В прошлом году совместное предприятие AgustaWestland и Bell подало официальную заявку на сертификацию конвертоплана по стандартам FAA. В ответ получило проект сертификата для ВА609 с заявленной датой сертификации на 2010-2012 годы. Так что есть основания ожидать через 2-4 года начало серийного производства.
Несмотря на множество проблем в ходе реализации нового проекта, разработчикам удалось значительно продвинуться по части летных испытаний. На сегодняшний день опытные образцы смогли достигнуть максимальной скорости в 570 км/ч при движении вперед и 65 км/ч при движении назад.
По результатам социологического опроса, проведенного среди потенциальных покупателей в 2007 году, информационное агентство American International Network отметило тенденцию к замиранию спроса на конвертопланы. В основном среди опрошенных были транспортные и почтовые компании, а также бизнес-перевозчики.
Все они с опаской отнеслись к перспективе эксплуатации воздушных аппаратов такого типа, мотивируя свою позицию относительной дороговизной машины, существенными расходами на ее эксплуатацию, небольшим размером кабины, а также зависимостью от специальных взлетно-посадочных площадок.
В свою очередь производители заявляют, что они уже получили заказы на 77 гражданских конвертопланов. При этом исполнительный директор компании AgustaWestland Джузеппе Орси (Giuseppe Orsi) прямо заявил, что в ближайшем времени и не рассчитывает на сверхкрупные заказы BA609, так как рост популярности этого типа воздушных средств ожидается лишь к 2025 году.
Конвертоплан ВА609 сможет перевозить до 9 пассажиров. При максимальной взлетной массе 7 600 килограмм его дальность полета составляет 1 390 км, а скорость – 510 км/ч. Судно оборудовано двумя двигателями PT6-67As от компании P&WC.
Вертолет 480B от компании Enstrom
Компания Enstrom (США) уже получила сертификат на эксплуатацию системы авионики Chelton 60B для своего нового однотурбинного вертолета 480B. Она станет единственной составляющей машины, получившей индивидуальный сертификат соответствия техническим стандартам FAA.
Все остальные комплектующие аппарата будут иметь продленные типовые сертификаты. Это значит, что самолет станет модернизированной версией предыдущих моделей, и лишь новая авионика станет его отличительным элементом.
В 2007 году компания Enstrom продала 40 вертолетов 480B, что является показателем высокой популярности изделий этого производителя.
Вертолет EC 175 от компаний Eurocopter (Франция, Германия) и Harbin Aircraft (Китай)
Новый двухмоторный вертолет EC 175 разрабатывается совместными усилиями европейского конгломерата Eurocopter и китайской компании Harbin Aircraft. Каждая из сторон инвестировала в развитие проекта по 300 миллионов евро.
По официальной информации производителей, первый полет EC 175 (в китайской сборке именуется как Harbin Z-15) должен состояться в следующем году, а его полная сертификация запланирована на 2011 год. По оценкам экспертов, он станет главным конкурентом среднего вертолета AW139 производства компании AgustaWestland, который занимает лидирующие позиции в классе 6-тонных вертолетов.
В ходе разработки проекта китайская сторона взяла на себя ответственность за производство корпуса, несущих винтов, привода хвостового винта, рулевое управление и топливную систему геликоптера, а компания Eurocopter занялась созданием коробки передач, хвостового винта, гидравлики и бортовой электроники. Европейская сторона также будет проводить летные испытания вертолета. Под эгидой совместного европейско-китайского предприятия будет налажено две производственные линии: одна – в провинции Маринан (Франция), а другая – в городе Харбин (Китай).
Машина сможет перевозить до 16 пассажиров. Управление полетом будут осуществлять два пилота. Новая модель EC 175 оснащена двумя турбовальными двигателями PT6-67E от компании Pratt & Whitney Canada. По предварительным данным, курсовая скорость вертолета ровняется 275 км/ч.
Вертолет Dhruv от компании Hindustan Aeronautics Limited (Индия)
Индийская авиастроительная компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) готовится к сертификации нового легкого двухмоторного вертолета Dhruv. По предварительным данным, он должен получить сертификат EASA в начале следующего года.
Единственный опытный образец индийского производителя, выполняющий тестовые полеты с августа прошлого года, оснащен двигателем Ardiden 1H от компании Turbomeca. Он заменил собой устаревший агрегат TM333 того же производителя и по техническим характеристикам значительно опережает своего предшественника, из-за чего вертолет улучшил свои летные качества в условиях высокогорья и повышенных температур. Двигатель Dhruv был разработан в соответствии с требованиями JAR 29/FAR 29 (европейские/американские стандарты для вертолетов массой более 3 тонн).
По состоянию на декабрь 2007 года новая модель уже совершила 40 пробных полетов. Как сообщили в компании Turbomeca, летные испытания успешно проходят по ранее намеченному графику. В начале 2008 года стартовали тестовые полеты в условиях низких температур. Одновременно был произведен выпуск второго аппарата, оснащенного такими же модернизированными двигателями.
В марте 2007 года штаб-квартиру компании HAL в Бангалоре посетила комиссия экспертов EASA, чтобы дать первоначальную оценку летной годности Dhruv. После этого вертолет прошел сертификацию для полетов по приборам в пределах Индии, Чили и Израиля. В ближайшее время индийский производитель ожидает аналогичной сертификации для Малайзии и Индонезии.
Представители компании HAL заявили, что Dhruv будет, по меньшей мере, на 10-15% дешевле своих аналогов от других производителей в весовой категории до 5,5 тонн. Целевое применение вертолета самое широкое: воздушная скорая помощь, участие в спасательных операциях, обычные пассажирские перевозки и перевозки бизнес-класса. Но на сегодняшний день большая часть из уже проданных 80 вертолетов Dhruv будет использована в военных целях.
Dhruv был спроектирован специально для работ в высокогорных районах Индии и способен взлетать и приземляться на высоте 6 000 метров над уровнем моря. При дальних полетах с десятью пассажирами и двумя членами экипажа на борту вертолет может преодолеть расстояние в 555 км со скоростью 220 км/ч.
Вертолет R66 от компании Robinson (США)
В начале прошлого года американская компания Robinson анонсировала выпуск нового вертолета R66, однако начало испытательных полетов было задержано из-за поздней сертификации установленного на нем двигателя Rolls-Royce RR300. Поставка первого 300-сильного газотурбинного агрегата RR300 состоится в первой половине текущего года.
Пятиместный геликоптер R66 имеет увеличенный багажный отсек. Дизайн кабины, двухлопастный несущий винт, хвостовое оперение и элементы управления остались таким же, как и у поршневого предшественника R44,
По информации компании Robinson, стоимость вертолета R66 составит от $400 тысяч до $1 миллиона, в зависимости от комплектации. Производитель утверждает, что серийные модели будут выглядеть точно так же, как испытательный образец, хотя на данный момент процесс доработки и усовершенствования еще не завершен. Полная сертификация геликоптера запланирована на конец 2008 года.
Компания Sikorsky-Schweizer:
Вертолет Schweizer 434
Министерство внутренних дел Саудовской Аравии стало первым заказчиком вертолета Schweizer 434 и уже подписало договор на поставку девяти таких машин.
К сожалению, на сегодняшний день отсутствует официальная информация производителя касательно технических характеристик и цены геликоптера.
Вертолет S-76D
Этот двухмоторный геликоптер является улучшенным вариантом предыдущей популярной модели S-76C. Он отличается от своего предшественника лопастями несущего винта от компании Hexcel Structures, изготовленными из композитных материалов, малошумным хвостовым винтом, системой защиты от обледенения, новой кабиной с комплектом современной бортовой радиоэлектроники от компании Thales, новыми двигателями PW210 (мощностью 1000 лошадиных сил каждый) от компании Pratt & Whitney Canada и более просторным салоном.
Предполагается, что фюзеляж для вертолета будет производиться на заводе компании Aero Vodochody (Чехия), а затем поставляться в Пенсильванию (США), где находятся производственные мощности фирмы Keystone Helicopter – дочерней компании Sikorsky.
Новые двигатели, которые сейчас проходят испытания в Канаде, вместе с композитными лопастями придают вертолету дополнительные 450 кг подъемной тяги в условиях высокогорья и повышенных температур, а также увеличивают максимальную дальность полета на 90 километров по сравнению с предыдущей моделью. Кроме двигателей, тестирование проходят интегрированная система авионики, оснащенная четырьмя широкоформатными жидкокристаллическими дисплеями.
Начало летных испытаний первого опытного образца S-76D запланировано не средину текущего года.
Вертолет X2 Technology Demonstrator
На международной выставке «Heli-Expo 2008» компания Sikorsky показала новый вертолет-демонстратор Х2, построенный по двухвинтовой соосной схеме с дополнительным толкающим винтом в хвостовой части фюзеляжа. На данный момент аппарат прошел цикл наземных испытаний, вслед за которыми начнутся тестовые полеты.
Новый вертолет унаследовал множество деталей от предыдущих аппаратов марки Sikorsky, таких как S-76, Black Hawk и CH-53. Демонстратор Х2 оснащен новым турбовальным двигателем Т800 производства компании Light Helicopter Turbine Engine Company.
При мощности 1 680 лошадиных сил он вращает два четырехлопастных винта в противоположных направлениях и один шестилопастный толкающий винт в хвостовой части вертолета.
По мнению производителя, именно такая конструкция должна поспособствовать значительному повышению скоростных характеристик вертолета. В частности, ожидается, что крейсерская скорость X2 достигнет 490 км/ч.
Вертолет X-Hawk от компании Urban Aeronautics (Израиль)
Необычную разработку недавно представила израильская компания Urban Aeronautics. Вертолет X-Hawk приводится в движение двумя винтами, скрытыми в кольцевых обтекателях. Производитель отказался от беспилотной версии аппарата и занялся разработкой полноразмерной модели, рассчитанной на 11 пассажиров.
В первую очередь так называемый вертолетомобиль X-Hawk планируется использовать в военных целях, однако компания Urban Aeronautics также допускает создание гражданской двухместной версии под названием City-Hawk. Предполагается, что его цена будет составлять около $6 миллионов.
Дизайн машины скопирован с летающего аппарата Piasecki Flying Jeep. Скрытые винты считаются наилучшим решением для передвижения в пределах мегаполиса, поскольку традиционная конструкция вертолетов с открытыми винтами всегда вызывала страх перед повреждением зданий, людей и автомобилей. На сегодняшний день единственным существенным недостатком X-Hawk является высокое потребление топлива по сравнению с обычным вертолетом.
В прошлом году впервые был поднят в воздух 13-килограммый прототип X-Hawk под названием Panda, работающий от электрических аккумуляторов. В этом году будет запущена следующая более крупная, но все еще дистанционно управляемая модель Mule, оснащенная турбовальным двигателем Arriel 1D1 от компании Turbomeca. Первый полет полноразмерного X-Hawk запланирован лишь к 2010 году.
В последнее время большая часть работ сосредоточена вокруг создания элементов управления вертолета. Макет кабины управления представляет собой купол диаметром 0,53 м. Его используют для испытания всех элементов управления, а также для проверки и исследования маневренности аппарата в условиях узкого пространства (между зданиями, автомобилями, а также рядом с другими такими же аппаратами).
Существенным достижением по сравнению со всеми предыдущими моделями можно назвать систему стабилизации машины. Два ряда направляющих лопастей, расположенных на входе и выходе воздуховода, обеспечивают прекрасную маневренность аппарата. Направляющие лопасти, равноудаленные от центра тяжести вертолета генерируют боковое усилие, что позволяет ему двигаться в сторону, не кренясь и не заваливаясь на бок, а также предохраняет от опрокидывания при сильных порывах бокового ветра.
Когда же вертолет переходит от парения к горизонтальному полету, заслонки на входе и выходе воздуховода закрываются, чтобы не создавать лишнее лобовое сопротивление. Испытания аппарата, проведенные в аэродинамической трубе, показали, что максимальная скорость X-Hawk составляет 260 км/ч.
Источник: Privat.aero