Global Jet Capital: экономические риски увеличились

Рост процентных ставок и усиление экономической неопределенности не испортят краткосрочные перспективы бизнес-авиации, считает директор по маркетингу Global Jet Capital Эндрю Фаррант.

«В настоящее время мы внимательно следим за общей макроэкономической обстановкой на предмет любых сбоев или ослаблений», — сказал он. «Несмотря на это, рынок бизнес-джетов в настоящее время находится в сильной позиции — кратковременные минимумы, портфели заказов у производителей больше, чем в среднем за последнее десятилетие, а глобальный трафик находится на рекордно высоком уровне. Кроме того, для новой группы пользователей Covid-19 выдвинул на первый план ценность бизнес-авиации — безопасность, гибкость и производительность. Эти факторы, наряду с дисциплинированными темпами производства у производителей, делают отрасль устойчивой к любым событиям, включая рецессию», — утверждает Фаррант.

Впрочем, Эндрю Фаррант отметил, что в нынешних условиях экономика чрезвычайно динамична, однако экономические риски увеличились, и в настоящее время вероятность замедления роста или даже сокращения выше. Риски включают постоянную инфляцию, которая может потребовать дополнительного ужесточения денежно-кредитной политики, перебои в цепочке поставок, перебои в добыче нефти и газа из-за специальной военной операции на Украине и замедление экономики Китая.

Несмотря на то, что в первом квартале существовали риски для экономического роста, рыночный обзор компании за второй квартал по-прежнему отражал уверенность большинства экономистов в том, что сильный рост продолжится. «В экономике есть и положительные элементы, такие как сильные рынки труда в большинстве развитых стран», — сказал он. «Общая экономическая ситуация остается динамичной, и будущее никоим образом не определено. Хотя экономические прогнозы стали менее оптимистичными, мы ожидаем, что по мере решения текущих проблем в течение следующих нескольких кварталов экономическая ситуация продолжит меняться».

По словам Фарранта, в отрасли продолжают появляться новые участники, и есть много способов, которыми новые пользователи входят в отрасль, например, чартерные или карточные программы, долевое владение или полное владение самолетом. Вступая в полное владение самолетами, новые пользователи в США исторически приобретали подержанные бизнес-джеты, поскольку их более низкая цена делала их более легкой точкой входа.

«Основываясь на разговорах с нашими источниками в отрасли, а также на наших собственных внутренних данных, эта динамика была нарушена в течение последних 12–18 месяцев, поскольку низкий уровень запасов подержанных самолетов вынудил многих — но не всех — новичков покупать новые самолеты. Может трудно назвать конкретные цифры, но это общие тенденции, которые мы наблюдаем. Мы ожидаем, что по мере нормализации рынков исторические тенденции вновь проявятся».

Производители работают с перебоями в цепочках поставок из-за Covid-19, а также из-за того, что сырье из Восточной Европы становится недоступным. Во время последних звонков инвесторам во втором квартале некоторые производители даже сообщили, что они не могут дать прогноза поставок на 2022 год из-за этих проблем с цепочкой поставок.

«При этом мы ожидаем, что производители продолжат работать над решением этих проблем», — сказал он. «Производители активно управляют своими цепочками поставок, например, нанимая аналитиков материалов для лучшего управления поставщиками. Мы уже наблюдаем небольшое увеличение поставок в этом году по сравнению с прошлым годом несмотря на то, что не достигли прогноза, и в будущем ожидается устойчивый постепенный рост».

По словам Фарранта, производители бизнес-джетов соблюдали производственную дисциплину более десяти лет. В преддверии мирового финансового кризиса 2008 года высокие уровни производства превысили спрос, поскольку экономика в целом вступила в рецессию.

«Производители бизнес-джетов извлекли уроки из тех лет и теперь демонстрируют гораздо более дисциплинированный подход к производству и поставкам», — сказал он. «Чтобы поддерживать дисциплину, они теперь активно реагируют на рыночные условия, увеличивая производство, когда спрос высок, и сокращая производство, когда спрос падает. По этой причине мы ожидаем, что спрос и предложение останутся близкими к равновесию в будущем».