IADA: количество сделок на вторичном рынке падает, но рынок еще сильный

Количество сделок с деловыми самолетами в третьем квартале было не такими высокими, как год назад, но активность продаж, тем не менее, оставалась высокой. Об этом говорится в ежеквартальном отчете о рынке Международной ассоциации авиационных дилеров IADA, который был опубликован на NBAA-BACE 2022.

За три месяца дилеры IADA сообщили о 331 закрытой сделке купли-продажи по сравнению с 340 за тот же период. С начала года дилеры заключили 929 сделок, что почти на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда было закрыто 869 сделок. Более 60% сделок были за наличный расчет.

В течение третьего квартала количество новых соглашений о приобретении составило 162 против 190 за аналогичный период прошлого года. 31 продавец снизил свою цену за последний трехмесячный период, и 42 сделки были расторгнуты. В третьем квартале прошлого года эти цифры составляли 7 и 40 соответственно.

По словам исполнительного директора IADA Уэйна Старлинга, четвертый квартал должен быть сильнее с точки зрения закрытых сделок. Это связано с сообщениями из США относительно того, что 100% бонусная амортизация с 1 января 2023 года снизится до 80%. Второй фактор – трудности в авиационной отрасли, которые «продолжают оставаться для нас лучшими продавцами».

Старлинг также отметил, что 50% покупателей никогда раньше не владели самолетами. «Одна из вещей, которая помогает стимулировать продажи, заключается в том, что на рынке есть проблема с провозными мощностями и существенно ограничены карточные продукты».

Впрочем, многие эксперты задаются вопросом, является ли увеличение предложения на вторичном рынке хорошим явлением или сигнализирует о грядущем падении спроса? Все согласны с тем, что предложение на вторичном рынке впервые после пандемии превышает спрос. Таким образом, рынок смягчается, но это давно назрело, и бояться нечего, считают некоторые отраслевые эксперты. Но некоторые инсайдеры бизнес-авиации более осторожно относятся к будущему спаду.

Дон Дуайер, управляющий партнер Guardian Jet, сохраняет оптимизм. «Спрос в чартерных и долевых полетах по-прежнему очень высок». Он думает, что это может быть краткосрочным всплеском. «Тот факт, что в краткосрочной перспективе совершается меньше транзакций, отражает некоторое беспокойство из-за экономической ситуации, что естественно, но мы не наблюдаем падения цен», — сообщил он. «Covid, возможно, был ускорителем появления новых участников в течение последних двух лет, но «эти покупатели также пришли из-за силы «10-летнего бычьего рынка», и, как следствие, «смягчение неизбежно». Он добавил: «Я не могу предсказать, что произойдет в мировой экономике, но с точки зрения самолетов, я думаю, у нас все в порядке. Лучше, чем хорошо».

Дэвид Монаселл, исполнительный вице-президент CFS Jets, также полон надежд. Он думает, что, хотя такие факторы, как конфликт на Украине и инфляционное давление, создают определенные проблемы для рынка, их перевешивает беспрецедентное количество новых участников, заинтересованных в выходе на рынок. «У производителей текущие темпы производства не соответствуют спросу. Кроме того, вторичный рынок активно подогревается высоким спросом со стороны компаний, работающих в нише долевого владения и карточных продуктов», — сказал он.

Кроме того, по словам Пола Кирби, исполнительного вице-президента QS Partners и председателя IADA, вторичный рынок полностью сформировался на фоне последних геополитических и экономических реалиях и у него есть значительный потенциал роста. «Трансформация, которая произошла с марта, просто убрала с рынка часть пены, иррационального поведения и истерии».

Это может также поощрить новых участников, которые ранее колебались. «Впервые за три квартала многие покупатели, которые ждали некоторого подобия нормального состояния, чтобы вернуться на рынок, теперь имеют варианты, из которых можно выбирать», — считает он. «Недавнее увеличение предложения также придало многим покупателям уверенность, необходимую для выхода на рынок и совершения давно запланированных сделок».

Джей Месингер, генеральный директор и президент Mesinger Jet Sales, указывает на причины для сомнений. Он приветствует «более сбалансированный рынок», который позволит продавцам проявлять больше должной осмотрительности, но не уверен, что отрасль сможет предсказать спад, пока не станет слишком поздно. «Хотя мы все еще наблюдаем спрос при такой нехватке предложения, мы на самом деле не знаем, так ли он велик, как раньше», — говорит он. «Мне кажется, что сегодня покупателей меньше, и мы, как отрасль, можем пока этого не замечать».