Согласно еженедельному обзору WINGX Business Aviation Bulletin, активность бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов в декабре 2022 г. упала на 2% по сравнению с декабрем прошлого года, но все еще на 15% выше, чем в декабре 2019 года.
Чуть более 5,5 млн рейсов бизнес-авиации, выполненные за полные 12 месяцев, превышали общее количество рейсов за прошлые годы более чем на 10%, подскочив на 53% по сравнению с прошлым годом, и на 14,4% относительно 2019 года, что эквивалентно 697 294 дополнительным рейсам. Активность регулярных авиакомпаний выросла на 10% по сравнению с декабрем 2021 года, но по-прежнему на 21% меньше, чем в декабре 2019 года, и меньше на 24% по сравнению с 2019 годом. Объем грузовых операций снизился на 3% по сравнению с 2021 годом, и на 5% больше, чем в 2019 году.
Глобальный трафик самолетов в 2022 по сравнению с предыдущими годами
Северная Америка
За весь 2022 год в Северной Америке выполнено 2,8 млн рейсов бизнес-джетов, что на 11% больше, чем в прошлом году, на 65% больше, чем в 2020 году, и на 18% больше, чем три года назад. Март 2022 года стал самым загруженным месяцем в регионе, в этом месяце был установлен рекордный показатель на 25% выше, чем в марте 2019 года. На 52-й неделе, закончившейся 1 января, активность бизнес-джетов выросла на 22% по сравнению с 51-й неделей, отражая праздничный всплеск, хотя и на 3% ниже праздничного пика на 52-й неделе 2021 года. Очевидно, что зимний шторм оказал некоторое влияние: например, количество рейсов деловой авиации из штата Нью-Йорк сократилось на 14% в годовом исчислении.
Несмотря на рост трафика на 29% по сравнению с 2019 годом, чартерные операторы в течение всего 2022 года совершили на 2% меньше рейсов по сравнению с 2021 годом. Рейсы долевых операторов и компаний по управлению воздушными судами незначительно увеличились по сравнению с прошлыми годами, причем большая часть роста в годовом исчислении пришлась на частные и корпоративные летные отделы, на долю которых приходилось около 40% всей активности бизнес-джетов.
Трафик операторов бизнес-джетов в течение всего 2022 года по сравнению с предыдущими годами
В 2022 году Тетерборо стал лучшим аэропортом для бизнес-джетов, количество рейсов было на 22% выше, чем в прошлом году, хотя на 1% ниже, чем в 2019 году. Следующим по загруженности аэропортом был Палм-Бич, с ростом трафика деловой авиации на 10% по сравнению с 2021 годом и на 65% по сравнению с 2019. В 2022 году наибольшее количество рейсов совершили легкие бизнес-джеты, активность выросла на 7% по сравнению с прошлым годом, и была на 18% больше, чем три года назад. Среднеразмерные самолеты и джеты начального уровня продемонстрировали однозначный рост по сравнению с 2021 годом, сверхдальние бизнес-джеты продемонстрировали самый большой прирост по сравнению с прошлым годом, а их трафик в 2022 году увеличился на 36% по сравнению с 2019 годом.
Сегменты бизнес-джетов по трафику в декабре 2022 г. по сравнению с предыдущими годами
Европа
В 2022 году в Европе было выполнено 600 тысяч рейсов бизнес-джетов, что на 10% больше, чем в 2021 году, на 56% больше, чем в 2020 году, и на 15% больше, чем в 2019 году. Июль был самым загруженным месяцем года, когда активность выросла на 23% по сравнению с 2019 годом. На 52-й неделе 2022 года трафик упал на 18% по сравнению с предыдущей неделей, и был на 10% ниже, чем на 52-й неделе 2021 года. Частные летные отделы продемонстрировали наибольший рост в этом году по сравнению с 2019, количество рейсов выросло на 63%. Долевые и чартерные операторы в Европе также показали двузначный рост по сравнению с тем, что было три года назад.
Типы операторов бизнес-джетов за 2022 год по сравнению с предыдущими годами
Франция была в 2022 году самым загруженным рынком бизнес-джетов в Европе, за ней следовали Великобритания и Германия. Ключевые рынки показали двузначный рост в 2022 году по сравнению с прошлым годом, особенно Франция, Великобритания, Италия и Швейцария. Несмотря на рост на 26% по сравнению с 2019 годом, в Греции трафик сократился на 7% по сравнению с 2021 годом. Активность бизнес-джетов в России сократилась почти на 60% по сравнению с 2021 годом, и на 46% по сравнению с 2019 годом. Ле-Бурже стал самым загруженным аэропортом, количество рейсов выросло на 25% по сравнению с 2021 годом и на 18% относительно 2019 года.
Основные европейские рынки в 2022 году по сравнению с предыдущими годами
Несмотря на сильный рост в 2022 году, в каждом из последних шести месяцев авактивность бизнес-джетов в Европе снижалась по сравнению с 2019 годом. В декабре трафик упал на 9% по сравнению с декабрем 2021 года, что всего на 5% больше, чем в декабре 2019 года. Тяжелые, суперсредние самолеты и джеты начального уровня выполнили меньше рейсов, чем в 2019 году. На 52-й неделе активность бизнес-джетов в Европе снизилась на 10%, с двузначным падением в годовом исчислении в Германии, Швейцарии и Франции, при этом Великобритания является единственным крупным рынком, где наблюдается рост в годовом исчислении. В Германии трафик бизнес-джетов на 52-й неделе снизился на 30% по сравнению с 51-й неделей.
Остальной мир
За пределами Северной Америки и Европы (регион ROW) в 2022 году активность бизнес-джетов была на 20% выше, чем в 2021, на 74% выше, чем в 2020, и на 54% выше, чем в 2019 году. В 2022 году на долю частных летных отделов приходилось 41% всех рейсов в регионе ROW, что на 29% больше по сравнению с 2021 годом, и на 86% по сравнению с 2019 годом. В 2022 году тяжелые бизнес-джеты совершили почти 56 000 рейсов, что делает их ведущим сегментом самолетов. Во всех сегментах воздушных судов наблюдался двузначный рост по сравнению с предыдущими годами.
В декабре активность в остальном мире была на 22% выше, чем в декабре 2021 года, и на 56% выше, чем в 2019 году. Бразилия стала самым загруженным рынком в декабре, количество рейсов снизилось на 2% по сравнению с прошлым годом и было на 55% больше, чем три года назад. Катар закрыл месяц с ростом на 400% по сравнению с декабрем 2021 года, спрос был обусловлен проведением чемпионата мира по футболу. В Китае количество рейсов сократилось на 19% по сравнению с декабрем 2021 года.
Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «По сравнению с декабрем прошлого года активность в декабре 2022 года снизилась, но он по-прежнему остается вторым самым загруженным декабрем за всю историю наблюдений и завершает рекордный год для мировой бизнес-авиации. В течение последних шести месяцев в Европе тренд в каждом месяце был нисходящим, и в наступившем году спрос может упасть до уровня 2019 года. Снижение пикового спроса в США было более скромным, и в 2023 году рынок должен поддерживать более высокую активность, чем до пандемии».