Рынок бизнес-джетов в 2022 году оставался сильным по многим показателям, но остаются вопросы о том, может ли 2023 год создать более жесткие условия для отрасли, говорится в последнем обзоре рынка Global Jet Capital (GJC).
В отчете GJC за четвертый квартал 2022 года отмечается увеличение трафика по сравнению с прошлым годом; активность заказов на новые самолеты; транзакции на вторичном рынке, хотя и снизились, все же были выше допандемического уровня; цены были стабильными, а общие доступные запасы оставались низкими, даже несмотря на увеличение количества выставленных на продажу самолетов.
«Самый большой вопрос в будущем — это здоровье мировой экономики, и многие экономисты ожидают рецессии в 2023 году», — говорится в сообщении GJC. «Благодаря уникальному ценностному предложению бизнес-авиации, рынок бизнес-джетов остается устойчивым, но, вероятно, в этом году он подвергнется коррекции».
По словам аналитиков GJC, в 2022 году трафик стал «позитивным трендом» для деловой авиации с ростом на 12% по сравнению с 2021 годом, и на 19,1% относительно 2019 года. В GJC это связывают с возвращением существующих клиентов, а также приходом новых участников. В четвертом квартале объемы операций снизились, но все же остались на 17,8% выше уровня 2019 года, отмечает GJC, «демонстрируя, что расширение пользовательской базы бизнес-авиации продолжается».
Совокупный портфель заказов Gulfstream, Bombardier и Cessna к концу года превысил $40 млрд, что на $8 млрд больше, чем годом ранее. Несмотря на то, что к концу года рост количества заказов замедлился, они по-прежнему оставались на уровне исторических уровней, а общеотраслевое соотношение заказов к поставкам оставалось выше 1:1.
Пополнение запасов и сделки на вторичном рынке в 2022 году в совокупности сократились на 15,1% по сравнению с 2021 годом. Но GJC назвала темпы транзакций в 2021 году «неустойчивыми», учитывая сокращение запасов в этом году и сбои в цепочке поставок. В то же время спрос сохранялся, а объем продаж в долларах вырос на 5,5% благодаря повышению цен.
Продавцы самолетов вернулись в 2022 году, и к концу года запасы самолетов выросли до 5% от мирового парка самолетов по сравнению с 3,1% в начале года. Однако доступность «свежих» самолетов на конец года колебалась в районе 3,5%. GJC отметила рост цен в 2022 году, который вызван инфляцией и нарушением цепочки поставок. Кроме того, конфликт на Украине, энергетическая нестабильность и политика нулевой терпимости к коронавирусу в Китае создали неопределенность.
«В преддверии 2023 года экономисты ожидают, что экономические препятствия сохранятся», — говорится в сообщении GJC. «Хотя многие экономисты прогнозируют рецессию в мировой экономике в 2023 году, данные за четвертый квартал 2022 года указывают на то, что спад может быть менее серьезным, чем ожидалось изначально. Это проверит динамику отрасли».