Российские миллиардеры, число которых с каждым годом увеличивается, помогут Европе обогнать крупнейший по объемам американский рынок деловой авиации. Такой прогноз делает третий в мире авиастроитель - канадская компания Bombardier.
В скором времени Россия и Европа превратятся в более крупный рынок бизнес авиации, чем США. Такой прогноз делает Боб Хорнер (Bob Horner), вице-президент по международным продажам самолетов бизнес-класса канадской Bombardier Aerospace, пишет Bloomberg.
Bombardier - третий в мире производитель самолетов после европейского Airbus и американского Boeing. Кроме гражданских самолетов, Bombardier производит также реактивные бизнес-джеты, в частности, Learjet, Challenger и Global.
Конечно, Россия сама по себе - огромная по территории страна, объясняет Хорнер. Однако дело еще в экономическом росте крупнейшего в мире поставщика энергии - России, что способствует росту числа состоятельных бизнесменов в стране. По данным российского журнала "Финанс", в прошлом году в России появилось 40 новых долларовых миллиардеров. Именно за счет них количество заказов бизнес-джетов стремительно увеличивается.
В США пока летает в шесть раз больше самолетов Bombardier, чем в Европе. Однако уже сейчас 70% всех коммерческих заказов бизнес-джетов приходится не на Америку, а на внешние рынки. Причем, на Россию приходится половина всех неамериканских заказов, остальные - на Европу.
Ежегодный объем заказов со стороны российских состоятельных клиентов почти в 50 реактивных бизнес-джетов Bombardier стал нормой, говорят в компании. Так, в 2005 году Bombardier отправила в Европу и Россию всего 27 самолетов, а в 2006 и в прошлом году - почти в два раза больше - 49 и 47 лайнеров соответственно.
Для сравнения - количество клиентов из США тоже увеличивается, но уже более скромными темпами. Так, в прошлом году Bombardier поставила в Америку 114 бизнес-джетов по сравнению с 94 в 2006 году и 98 в 2005 году. В целом, ежегодно объемы поставок компании удваиваются.
Рынок бизнес-авиации растет
В связи с активным развитием рынка деловой авиации в странах Европы Bombardier даже пересмотрела свой прошлогодний прогноз поставок на предстоящее десятилетие (с 2008 по 2017 года). Если в прошлом году компания прогнозировала, что к 2017 году объем заказов на бизнес-джеты составит 9,9 тыс. единиц, то теперь говорит о 13,2 тыс. штук. Их общая стоимость оценивается в $300 млрд.
С 2008 по 2017 годы производители самолетов деловой авиации будут ежегодно поставлять заказчикам 1320 самолетов во всех категориях - от легких самолетов до корпоративных авиалайнеров, считают в компании. Таким образом, среднеотраслевые объемы поставок в следующем десятилетии удвоятся. Для сравнения, в прошедшее десятилетние (с 1998 по 2007 годы) они не превышали 620 самолетов в год.
Омрачить оптимистичный прогноз может только кризисная ситуация в Америке, которая, конечно, может повлиять на снижение числа заказов на самолеты в ближайшие два года. Однако, несмотря на это, эксперты Bombardier считают, что среднеотраслевые показатели поставок все равно будут расти вплоть до 2017 года. И все благодаря росту спроса на продукцию Bombardier в Европе и России.
Деловая авиация в России
По оценке экспертов услугами бизнес-авиации в России сейчас пользуются около 10 тыс. россиян. В прошлом году российским владельцам было поставлено около 100 самолетов административного класса. По размеру парка и по объему рейсов российская бизнес-авиация в скором времени может стать лидером в европейском регионе. Рынок Москвы по объемам уже сравним с целыми европейскими странами, к примеру, с Австрией.
Из 150 компаний, оказывающих сегодня услуги бизнес-авиации в России, лидерами в сегменте являются компания Jet 2000, "Планета" (в 2007 году осуществила 170 рейсов), Jet Transfer, входящая в группу компаний Jet Group. Самым молодым, но быстрорастущим и перспективным игроком на российском рынке деловой авиации, является компания RusJet. Главным преимуществом компании является ее базирование в аэропрту «Внуково-3», на долю которого сейчас приходится 75% всех деловых перевозок в московском аэроузле.
Источник: Bloomberg.