Согласно рыночному отчету Международной ассоциации авиационных дилеров (IADA) за первый квартал 2023, баланс спроса и предложения на частные самолеты восстанавливается. В первом квартале члены IADA закрыли 239 сделок по сравнению с 288 за тот же период 2022 года и 213 сделками в первом квартале 2021 года.
Дилеры IADA завершили квартал со 197 контрактами на самолеты по сравнению с 259 в первом квартале 2022 года, при этом в 52-х из этих сделок цена была снижена, тогда как в прошлом году — только в шести и в 27-ми в первом квартале 2021 года. В отчете говорится, что это связано с пополнением запасов и «возвратом к более рациональному ценообразованию и оценке» на фоне сохраняющегося интереса клиентов.
Большинство членов IADA прогнозируют в течение следующих шести месяцев небольшое снижение цен на все типы самолетов, при этом 64% респондентов предполагают небольшое снижение цен на средние и большие джеты. Чуть более половины (52%) предсказали это для цен на турбовинтовые самолеты, а 63% ожидают падения стоимости легких бизнес-джетов.
Что касается предложения, то большинство респондентов ожидают незначительное увеличения доступности всех типов самолетов, при этом 69% полагают небольшое увеличение количества легких джетов, 67% – среднеразмерных самолетов, 62% – турбовинтовых и 60% – больших бизнес-джетов.
Зиппора Мармор, председатель IADA, отметила, что есть свидетельства того, что силы спроса и предложения восстанавливают баланс при менее бурной активности, более реалистичном ценообразовании и медленным, но неуклонным наращиванием доступных запасов. Она добавила: «Несмотря на то, что относительно «молодые» самолеты с «хорошей историей» продолжают диктовать высокую цену, рынок в целом начал снижаться по сравнению с пиком, характеризующимся ускорением цен и сильной остаточной стоимостью».
Хотя рынок начинает перебалансироваться, Уэйн Старлинг, исполнительный директор IADA, сказал, что производители все еще находятся под давлением из-за накопления невыполненных заказов и медленного восстановления цепочек поставок. Он сказал: «Наша организация предвидит сохранение относительно жестких рыночных условий до 2023 года из-за клиентов, которые не могут или не будут ждать два или более года, чтобы получить свой следующий самолет».
В 2022 году члены IADA сообщили о самом высоком уровне продаж частных самолетов за всю историю ассоциации, заключив 1399 сделок по сравнению с 1370 в 2021 году, хотя в четвертом квартале было расторгнуто больше сделок, чем в любом другом квартале года.