За год и три месяца с начала специальной военной операции на Украине многие российские собственники бизнес-джетов заняли выжидательную позицию. Собственники наблюдают за происходящими событиями, чтобы прийти к окончательному выводу, верят ли они, что дела пойдут лучше и смогут ли они возобновить использование своих самолетов в Европе. Или ситуация может еще более ухудшиться?
В случае отсутствия перемен к лучшему их самолеты останутся припаркованными на земле, и им будет отказано в запчастях и обслуживании со стороны производителей оригинального оборудования и сервисных центров ЕС.
Кроме того, с момента начала специальной военной операции на Украине воздушное пространство ЕС было закрыто для любых самолетов, находящихся под управлением гражданина России. В США запрет на использование воздушного пространства был более узким, ограничиваясь гражданами России, которые находятся под санкциями, а не всеми гражданами России.
Теперь, весной 2023 года, похоже, все больше российских владельцев, чьи самолеты были припаркованы в аэропортах на Ближнем Востоке и в других локациях с начала специальной военной операции на Украине, приходят к выводу о разумности их продажи. Припаркованные на земле самолеты, которые не получают запасные части и не обслуживаются, быстро теряют свою стоимость при перепродаже.
Бизнес-джет, ранее оцененный в 20 миллионов долларов, теперь может быть перепродан только с 20-процентной скидкой от стоимости, в то время как еще год назад он был в годном к полетам состоянии. За этот год для рынка такой самолет потерял 4 миллиона долларов США от своей стоимости, что в пересчете на дни означает потерю стоимости в среднем на 10 000–11 000 долларов США в день.
Темпы снижения стоимости перепродажи неэксплуатируемых самолетов будут ускоряться в будущем, поскольку стоимость дальнемагистральных самолетов, годных к полетам и реализуемых на рынке, снижается в 2023 г. по сравнению с 2022 г. из-за факторов, не связанных с Россией, таких как сокращение ускоренной амортизации. для самолетов в Соединенных Штатах в 2023 году, что негативно влияет на стоимость самолетов во всем мире. Все больше самолетов в других странах мира поступает на рынок для продажи по сниженным ценам. И стоимость восстановления, припаркованного в аэропорте или в ангаре самолета, до летной годности существенно возрастет, поскольку самолет останется на земле в течение второго года, а возможно в будущем, и третьего года. Соответственно, для российских собственников бизнес-джетов, которые могут решить продать свои самолеты, поскольку они не находятся под санкциями, назрела необходимость принять решение о продаже своих самолетов, чтобы сократить растущие потери в стоимости их самолетов при перепродаже в будущем. Ожидание улучшения ситуации обходится очень дорого, и нет никаких признаков того, что в обозримом будущем ситуация для российских собственников самолетов улучшится.
Ниже приводится ответ на вопрос, как структурировать продажу бизнес-джетов в текущих условиях. Брокеры готовы приобрести самолеты у граждан России, не находящихся под санкциями, при использовании следующего типа сделки, приводимой пошагово ниже.
1. Первоначальное комплексное расследование
Требуется предварительное комплексное расследование, чтобы определить, может ли покупатель купить конкретный самолет у конкретного продавца. Нужно поискать в базах данных США и Евросоюза и Канады, где перечислены все физические и юридические лица и конкретные воздушные суда, которые подпадают под санкции, чтобы определить, что продающее юридическое лицо и его конечный бенефициарный владелец не подпадают под санкции в любой из этих юрисдикций, чтобы брокер мог принять решение о том, следует или нет совершать покупку. В частности изучению подлежат данные:
(1) Управления по контролю за иностранными активами США (OFAC) - ведется поиск по санкционному списку.
(2) Списка ЕС в отношении лиц, на которых распространяются санкции Европейского Союза.
(3) Канадского списка лиц, подпадающих под санкции Канады.
2. Изучение общедоступных объявлений OEM-производителя.
Bombardier, например, по-прежнему навязывает отказ в поставке запчастей и обслуживании любого самолета, который контролируется гражданином России, сообщает Bombardier Advisory Wire. Позиция Bombardier соответствует нормативной позиции ЕС, согласно которой воздушное судно, управляемое гражданином России, не может эксплуатироваться в воздушном пространстве ЕС, и ни одна ремонтная станция в ЕС не может предоставлять запчасти и услуги.
В недавнем случае проблема заключалась в том, что Bombardier не будет поставлять запчасти и услуги для самолета из-за того, что его конечный бенефициарный собственник (UBO) является гражданином России, а не потому, что Bombardier считает, что UBO подлежит санкциям — потому что UBO, по состоянию на дата такого расследования должной осмотрительности, не подлежит санкциям.
3. Обсуждение готовности Покупателя купить самолет в условиях неопределенности. Будут ли предоставлены необходимые запчасти и детали, и сервисные услуги.
Первоначально позиция Покупателя может заключаться в том, что в соглашении о покупке воздушного судна (APA) должно быть указано условие закрытия сделки, которое Покупатель должен получить от Bombardier до закрытия, согласно которому, если Покупатель приобретет воздушное судно, когда оно находится в Европе, Турции, на Ближнем Востоке или где-либо еще, Bombardier возобновит предоставление запчастей и услуг для самолета, что позволит вернуть самолет в эксплуатацию и перепродать его брокеру.
Для Покупателя было бы слишком большим риском оплатить всю покупную цену и приобрести самолет, не зная наверняка, что производитель оригинального оборудования («OEM») возобновит предоставление запасных частей и услуг. Этот риск может привести к тупику в переговорах.
4. Обсуждение готовности Продавца продать самолет в условиях неопределенности. Будут ли предоставлены необходимые запчасти и детали, и сервисные услуги.
Первоначальная позиция Продавца, вероятно, будет заключаться в том, что Покупатель должен заплатить 100% покупной цены и взять на себя риск того, сможет ли Покупатель восстановить предоставление запчастей и сервисных услуг после закрытия сделки.
Покупатель первоначально потребует, чтобы в обмен на снижение цены, чтобы компенсировать Покупателю риск покупки самолета до того, как OEM-производитель обязался восстановить сервисные услуги, сделка должна быть закрыта, как и любая обычная сделка. Чистый титул на право собственности будет передан по сниженной цене. Однако, такая жесткая позиция Продавца может завести переговоры в тупик.
5. Взаимодействуйте с OEM-производителем
OEM-производители готовы помочь заключить сделку. Однако OEM-производители не будут рисковать несоблюдением какого-либо режима санкций. Компания Bombardier, например, несколько дней проверяла предложенную нами сделку и уделила ей много административного внимания, а затем сообщила нам, что ей нужно следующее:
Bombardier проведет комплексную проверку только после того, как покупка самолета будет завершена новым владельцем. После завершения покупки Bombardier потребует множество документов для расследования KYC:
- Полностью заполненная анкета проверки благонадежности в отношении Покупателя, подписанная должным образом уполномоченным лицом компании, приобретающей воздушное судно.
- Полностью заполненный сертификат конечного пользователя, подписанный должным образом уполномоченным лицом Покупателя.
- Копии паспортов конечных бенефициарных собственников Покупателя (UBO).
- Копии паспортов UBO Продавца.
- Полностью завершенная сертификация покупателя, оформленная UBO покупателя.
Информация о Продавце:
- Схема корпоративной организации Продавца, показывающая структуру корпоративной собственности вплоть до UBO до продажи.
- Схема корпоративной организации Покупателя, показывающая структуру корпоративной собственности вплоть до нового UBO.
- Описание отношений между Покупателем и Продавцом.
- Предполагаемое использование самолета.
- Договор купли-продажи самолета (APA).
- Купчая (Bill of Sale).
- Цена покупки самолета, а также доказательства перечисления денежных средств
- Свидетельство о регистрации воздушного судна на имя Покупателя.
- Полные заполненные бортовые журналы с января 2022 года.
- Полные записи о техническом обслуживании с января 2022 года.
6. Переговоры между Покупателем и Продавцом о разделении бизнес-рисков
Чтобы заключить сделку в текущих условиях необходимо достичь соглашения по следующим документам и вопросам:
- Оплата части покупной цены в обмен на право собственности.
- Положение об удержании остатка покупной цены до тех пор, пока OEM-производитель не согласится восстановить сервисные услуги.
- Подробное соглашение об условном депонировании (Escrow Agreement).
- Подробные сертификаты от продавца и его UBO, в которых представлены факты, необходимые для представления OEM.
- Согласованная форма заявки после закрытия сделки с OEM-производителем.
- Положения о расторжении сделки в случае отрицательного заключения ОЕМ.
- Условия для продолжения эксплуатации и управления самолетом в Европе, пока идет проверка OEM после передачи титула.
- Положения о страховании самолета в Европе во время проверки OEM после передачи права собственности.
- Положения о регистрации самолета в той же европейской юрисдикции на имя Покупателя, пока ОЕМ рассматривает сделку.
- Положения об отмене регистрации и перерегистрации в США, если OEM-производитель приходит к положительному заключению.
7. Переговоры с Банком Покупателя
У банка Покупателя будут свои собственные вопросы комплексной проверки, в том числе потребуется первоначальное желание Продавца согласиться на широкое комплексное расследование и подписать отказ от любых требований о возмещении ущерба, причиненного Продавцу любыми запросами, которые может сделать банк.
Какова готовность банка предоставить полное финансирование до того, как OEM-производитель примет положительное решение? Когда можно зарегистрировать потенциальную международную гарантию в Международном реестре? Когда можно зарегистрировать обеспечительный интерес в Реестре FAA, учитывая, что Продавец не допустит каких-либо залогов до тех пор, пока он не будет оплачен в полном объеме?
8. Переговоры с Escrow Company
Компания условного депонирования хочет получить безотзывные инструкции по отправке удерживаемой суммы Продавцу, а покупатель не имеет права давать указания компании условного депонирования. Эскроу-компания не захочет стать участником между Покупателем и Продавцом; тем не менее, неприятие риска со стороны Эскроу-компании не может повлиять на тонкости разделения риска между Покупателем и Продавцом.
9. Составление документов по сделке и подписание их
После того, как документы по сделке составлены и согласованы, их подписание становится легкой задачей. Затем транзакция должна быть представлена покупателем OEM-производителю. Многие сделки прошли этот тест и были успешно закрыты.
Дерек Блум, Кирилл Ратников
Atlantic Aviation Legal Services LLC