Недавно опубликованный отчет рисует плохую картину в европейской авиации по управлению рисками, связанными с утомляемостью: кратковременный сон в кабине, недостаточные возможности для отдыха, чтобы предотвратить накопление усталости, расширение летных обязанностей сверх установленного законом максимума.
В отчете «Опрос европейских пилотов об утомляемости», проведенном консалтинговой компанией по управлению авиационной безопасностью Baines Simmons, анализируются ответы почти 6900 европейских пилотов из 31 страны. В исследовании указаны не только существенные показатели усталости в преддверии напряженного летнего периода, но и структурные недостатки в том, как европейские авиакомпании управляют риском переутомления.
Авиакомпании, находящиеся под надзором за безопасностью полетов нескольких стран, в частности Ирландии, Мальты, Испании и Великобритании, демонстрируют худшие результаты по многим аспектам, охватываемым отчетом.
Основываясь на данных, собранных в июле, отчет показывает, что усталость накапливалась уже в преддверии летнего пикового сезона. Трое из четырех пилотов испытали хотя бы один кратковременный сон во время управления самолетом за последние четыре недели, а четверть сообщили о пяти или более микроснах. Кроме того, 72,9% пилотов сообщили, что им не хватает отдыха, чтобы восстановиться после усталости между дежурствами.
Кроме того, в отчете отмечается вызывающая обеспокоенность тенденция расширение летных обязанностей: почти каждый пятый пилот попадал под право командира (Commander’s Discretion) по продлению летных обязанностей дважды или более за последние четыре недели. При этом более 60% пилотов выразили разную степень обеспокоенности возможными негативными последствиями в случае отказа от продления летного режима.
«Это тревожные и явные признаки того, что во многих европейских авиакомпаниях риски безопасности, вызванные усталостью, не контролируются должным образом», — говорит президент Европейской ассоциации пилотов (ECA) Отян де Брюйн.
Отчет Baines Simmons вышел всего через два месяца после того, как Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) предупредило о риске повышенной утомляемости экипажей летом и призвало авиакомпании составлять планы с достаточными резервами и воздерживаться от систематического увеличения максимальной летной нагрузки пилотов. Однако выводы доклада указывают на другую реальность.
«Это очень тревожно», - продолжает де Брейн. «Тем более, что результаты охватывают период до и самое начало пика летних операций. Если такие результаты мы наблюдаем уже в июне и июле, то уровень усталости в августе мог пойти только в одну сторону – вверх!»
В отчете также показан еще один, более структурный аспект, который присутствует не только во время летних операций: «Данные [...] продемонстрировали, что существуют проблемы и недостатки в механизмах управления рисками утомления у операторов во всех представленных странах, а также пробелы в надзоре со стороны регулирующих органов», добавив при этом, что «есть явные признаки необходимости улучшения и отсутствия стандартизации в европейских государствах».
Примером того, как управление рисками, связанными с утомляемостью, не осуществляется так эффективно, как должно быть, является отчетность по утомляемости. Только 10,8% пилотов ответили, что отчеты об утомляемости побудили их авиакомпанию внести эксплуатационные изменения для повышения безопасности, только 13,2% выбрали вариант «компания хорошо общается с экипажем по поводу отчетов об утомляемости», и всего 12% заявили, что доверяют системе отчетности своей авиакомпании. Как отмечает Baines Simmons: «Без эффективной системы отчетности авиакомпания вряд ли сможет иметь точную картину усталости в процессе работы, что ограничивает ее способность управлять риском усталости путем внедрения эффективных мер по снижению таких рисков».
Тенденция, которая прослеживается во всех данных опроса, заключается в том, что авиакомпании, зарегистрированные на Мальте, в Испании, Ирландии и Великобритании, стабильно получают более низкие баллы по управлению усталостью, по отчетности, отдыху или использованию права командира и страху от него отказаться.
«Ирландия и Мальта — две страны с определенной репутацией в авиационной отрасли и домом для крупных транснациональных авиакомпаний — выделяются в этом обзоре, но не в положительном смысле», — говорит Филип фон Шёппентау, генеральный секретарь ECA. «Это поднимает ряд вопросов, и властям, а также EASA, предстоит глубже разобраться в том, что происходит в этих странах и в авиакомпаниях, находящихся под их надзором. Мы надеемся, что EASA и национальные власти во всей Европе внимательно изучат отчет и примут необходимые меры для обеспечения того, чтобы авиакомпании предоставляли эффективные системы отчетности об утомляемости и должным образом управляли рисками безопасности, связанными с утомляемостью».