Обзор рынка двигателей для бизнес-джетов.

Объемы производства одного из самых важных и дорогостоящих компонентов бизнес-джетов растут на волне общего подъема деловой авиации, тем самым увеличивается и доля этого сегмента в мировом двигателестроении

Диспозиция

По мере увеличения производства бизнес-джетов, поставки которых в 2007 г. составили внушительную и рекордную цифру в 1138 самолетов, растут и масштабы сегмента двигателестроения, обслуживающего данный сектор рынка. На фоне прогнозов дальнейшего роста отрасли, производство силовых установок для машин бизнес-авиации, наращивающее свою долю и в авиационном двигателестроении в целом, становится все более важным направлением развития производственной линейки основных игроков отрасли. Заказы со стороны производителей самолетов деловой авиации становятся существенным дополнением в общем портфеле двигателистов.

В настоящее время на рынке присутствуют всего пять игроков, поставляющих ТРДД для бизнес-джетов. По количеству оборудованных двигателями самолетов, доли на мировом рынке распределились следующим образом: Pratt & Whitney Canada (39%), Honeywell (21%), Rolls-Royce и Williams (по 18%), General Electric (4%). По стоимости же поставленных ТРДД в лидеры выходит «большая тройка» – Rolls-Royce, Honeywell и Pratt & Whitney Canada – в их продукции наиболее высока доля самых дорогостоящих силовых установок для бизнес-джетов верхнего сегмента – дальнемагистральных и больших. В отношении стоимости, соответственно, уменьшается доля компании Williams, поставляющей двигатели только одного семейства FJ44, которые устанавливаются на легкие самолеты.

Перспективы

Будущее этого сегмента рынка выглядит вполне безоблачным. По крайней, мере, так его представляют аналитики Rolls-Royce в ежегодном исследовании рынка за 2007 г. Специалисты компании оценивают общий объем поставок силовых установок для бизнес-джетов на период 2007—2026 гг. в 63 816 единицу, общей стоимостью в 93 млрд. долларов США, что составляет почти 13,3% от стоимости всех авиационных двигателей, которые будут поставлены в ближайшие 20 лет. Эти объемы должны будут обеспечить растущее производство реактивных самолетов деловой авиации, число которых оценивается компанией в 30 389 машин за тот же двадцатилетний период.

Впечатляющий объем рынка, безусловно, должен подтолкнуть производителей к усилиям по дальнейшему продвижению и занятию прочных позиций в данном сегменте.

Технологии

Вполне естественно, что производители бизнес-джетов ожидают от конструкторов создания силовых установок для оснащения самолетов нового поколения. Без представления инновационных технологий и продуктов, бороться за существенную долю на рынке было бы весьма затруднительно. Высокий спрос на бизнес-джеты дальнемагистрального, большого и среднего классов создает значительную нишу для двигателей с тягой 10 000 фунтов (4536 кг). К настоящему времени, по крайней мере, уже пять производителей занялись работой в этом направлении.

Rolls-Royce первым рапортовал об успехе – компания Dassault Aviation уже выбрала новый двигатель RB282-3 для оснащения своего нового среднего бизнес-джета, который будет введен в эксплуатацию в 2013 г. Rolls-Royce рассчитывает пополнить это семейство, расширив диапазон тяги и предлагая разные модификации для установки на различных самолетах от средних бизнес-джетов до авиалайнеров.

Конструкторы Honeywell заняты строительством опытного образца HTF10000, тестирование которого начнется в этом году. Эта модель существенно тяжелее RB282, что послужило причиной проигрыша тендера Dassault, в результате, специалисты компании рассматривают возможность применения композитов для улучшение весовых характеристик.

Французская Snecma продолжает работу над двигателем Silvercrest, который также укладывается в указанный диапазон тяги. С созданием этой силовой установки французская компания рассчитывает выйти на рынок двигателей для бизнес-джетов.

Pratt & Whitney Canada также работает над принципиально новым двигателем PW-10X, который станет самым большим двигателем, предлагаемым канадской компанией для самолетов деловой авиации.

General Electric предлагает для оснащения бизнес-джетов доработанную версию силовой установки CF34-10, изначально предназначенной для региональных лайнеров.
Как видим, предложение весьма широкое, но ниша рынка только выглядит тесноватой. На самом деле, растущее производство и программы по созданию новых моделей бизнес-джетов, сулит производителям двигателей заманчивые перспективы.

Источник: Jets.ru