В соответствии с анализом JetNet iQ, хотя проблемы с поставками остаются серьезным вопросом для отрасли деловой авиации, а войны и пограничная напряженность угрожают дестабилизировать бизнес в определенных регионах, перспективы сектора на оставшуюся часть 2023 года и на следующий год в целом позитивны.
Есть долгосрочные проблемы, которые необходимо решить, чтобы поддерживать позитивный настрой, включая устойчивое развитие, улучшение имиджа отрасли и восстановление кадровых резервов, приходящих в отрасль, и удержание их в долгосрочной перспективе, говорится в докладе.
Хотя в постковидную эпоху в отрасли наблюдается значительный рост трафика, управляющий директор JetNet iQ Роллан Винсент сказал, что это не обязательно результат роста ВВП, который в последние годы не был впечатляющим в большинстве ведущих стран. Например, в США, на долю которых приходится 63,5% мирового парка деловой авиации, ожидается, что в этом году экономика вырастет всего на 1,8%.
Однако с точки зрения полетов бизнес-джетов эта цифра сейчас больше, чем до пандемии Covid, а также в годы бума 2000-х годов (до глобального финансового кризиса 2008/9 года). В настоящее время рост трафика снова имеет тенденцию к небольшому снижению, поскольку бизнес нормализуется после постковидного бума.
Доступные запасы на вторичном рынке деловых самолетов увеличиваются и сейчас составляют около 6% от активного парка, но продажи сокращаются, поэтому цифры сходятся, поскольку спрос и предложение приходят в равновесие. У производителей продажи новых самолетов растут, и большинство из них сообщают о портфеле заказов от 18 месяцев до двух лет.
Мониторинг оптимизма в отрасли показывает значительный рост после низшей точки во время пандемии Covid, который резко рос в 2021 и начале 2022 года, а затем значительно снизился к концу года, поскольку укрепились опасения по поводу экономического спада. Однако отчет за третий квартал показывает долгожданный рост промышленного оптимизма по мере того, как эти опасения рассеялись.
Поскольку в настоящее время термин «устойчивое развитие» становится часто слышимым в кругах деловой авиации, неудивительно, что отчет JetNet iQ показывает растущее признание экологически чистого авиационного топлива (SAF). Четыре года назад доля участников отрасли, рассматривающей возможность использования SAF, составляла всего 31%, но в третьем квартале эта доля выросла до 56%. Решение вопросов устойчивого развития является одним из ряда действий, которые могут помочь улучшить имидж отрасли.
10-летний прогноз авиапарка предполагает, что флот бизнес-джетов, насчитывающий 23417 самолетов, в целом увеличится, при этом 3745 самолетов, как ожидается, будут выведены или сняты с эксплуатации. По прогнозам, новые поставки добавят 8685 самолетов в период с настоящего момента до 2032 года, а чистый прирост составит почти 5000 самолетов. С другой стороны, парк турбовинтовых самолетов, как ожидается, вырастет всего на 1300 единиц.