Отчет о состоянии вторичного рынка в третьем квартале 2023 года, опубликованный Международной ассоциацией авиационных дилеров (IADA), прогнозирует значительный рост рынка в будущем. В отчет включены достоверные данные о продажах, а также мнения членов IADA, которые хорошо знают отрасль.
Исполнительный директор IADA Уэйн Старлинг считает, что хорошая новость заключается в том, что запасы растут, рост цен замедлился, а узкие места цепочки поставок устраняются во всей отрасли. «Кроме того, услуги ТОиР и FBO расширяются, чтобы удовлетворить потребности стареющего парка. Эти факторы в сочетании с огромным количеством новых возможностей для покупателей самолетов могут быть сигналами того, что спрос и предложение восстанавливают баланс для более крупного постпандемийного рынка», - говорит он.
С другой стороны, поскольку рынок подержанных деловых самолетов продолжает приспосабливаться к постпандемийным условиям и более крупному рынку, текущая оценка рынка продаж самолетов и шестимесячный прогноз лишь незначительно снизились. Виновниками, по мнению респондентов опроса IADA, являются сегодняшние более высокие процентные ставки, несколько более мягкие цены и сохраняющиеся опасения по поводу потенциальной экономической рецессии в США.
В целом, стоимость деловых самолетов остается относительно стабильной: стоимость новых моделей и самолетов более высокого класса снижаются по сравнению с пиковыми ценами на 5–10%. Старые модели упали в цене на 15-20% из-за менее популярных самолетов, проданных за последние пару лет. Использование самолетов остается стабильным: в пределах нескольких процентов от уровня третьего квартала 2022 года и значительно превышает уровень 2019 года.
Активность дилеров в третьем квартале 2023 г. в цифрах
В третьем квартале 2023 года было заключено 309 сделок по продаже подержанных воздушных судов, из которых 257 были проданы по контракту. 66 воздушных судов были проданы по цене ниже запрашиваемой, а 44 сделки в третьем квартале сорвались. Дилеры IADA получили 116 новых соглашений о приобретении и были привлечены для продажи 226 самолетов.
Сравнение за текущий год
С начала года до сентября дилеры IADA закрыли 853 сделки по сравнению с 929 за тот же период 2022 года. Дилеры IADA подписали 410 новых соглашений о приобретении по сравнению с 519 за первые девять месяцев предыдущего года. По заниженным ценам был продан 191 самолет по сравнению с 59 за первые девять месяцев 2022 года, а сорвалось 152 сделки по сравнению со 127 за первые три квартала 2022 года.
Следующие шесть месяцев
Хотя собственные опросы членов IADA дают представление о нынешних рыночных условиях, они также раскрывают направление рыночных сил в ближайшем будущем. Признавая, что рынки деловых самолетов далеки от монолитности, IADA анализирует и сообщает о прогнозах предложения, спроса и ценообразования по четырем категориям самолетов: турбовинтовые, легкие, средние, а также большие и сверхдальние реактивные самолеты. В целом ожидается, что цены немного снизятся, а предложение на вторичном рынке немного увеличится по всем категориям. Ожидается, что спрос на турбовинтовые самолеты и легкие джеты будет стабильным, а на самолеты среднего и большего размера спрос будет стабильным или слегка снизится.