В аэрокосмической отрасли и во всей мировой экономике активность по слияниям и поглощениям (M&A) может служить барометром экономического благополучия. В периоды сильных рыночных показателей слияния и поглощения имеют тенденцию ускоряться, поскольку здоровые балансы делают компании созревшими для заключения сделок. Сегодня аэрокосмический бизнес находится в прохладной среде M&A, во многом благодаря увеличению стоимости капитала, вызванному инфляцией и ростом процентных ставок.
Согласно недавнему отчету KPMG, в период с 2019 по 2020 год активность по слияниям и поглощениям упала почти на 20% с началом пандемии Covid, которая вынудила аэрокосмические и оборонные компании сократить производство и мощности. Сегодня постоянные ограничения в цепочках поставок, конфликт на Украине и нехватка рабочей силы в значительной степени нивелируют возобновление авиаперевозок и растущий спрос на самолеты.
Между тем, высокие затраты по займам, вызванные повышением процентных ставок, привели к снижению прибыли и сокращению денежного потока во всей отрасли. Следовательно, производители требуют от поставщиков повышения эффективности и увеличения объемов производства. Небольшие компании, в частности, продемонстрировали неспособность реагировать на давление, поскольку их слабые балансы и низкие денежные резервы делают высокую стоимость капитала еще более обременительной.
По данным KPMG, в прошлом году M&A активность в аэрокосмической и оборонной отраслях упала более чем на 23% после достижения 566 сделок в 2021 году, в то время как оценочная стоимость сделок упала более чем на 60%. После пандемии, добавила консалтинговая компания, в сделках со стороны покупателей доминировали прямые инвестиции, что способствовало консолидации государственных ИТ-услуг, кибербезопасности и разведки, электроники, космических систем, обрабатываемых и литых деталей, а также MRO и логистики. Фактически, за это время частные фирмы приобрели некоторые компании, такие как Signature Aviation.
Алекс Круц, основатель консалтинговой компании Patriot Industrial Partners в округе Ориндж, Калифорния, объяснил, как развивалась среда слияний и поглощений за последнее десятилетие или около того до периода Covid, когда «дешевые деньги» поощряли заключение сделок.
«Если вы сделаете шаг назад, когда процентные ставки были на уровне нуля, полпроцента, одного процента, стоимость денег была очень низкой. Именно тогда мы увидели выкуп с использованием заемных средств и сделки с большой задолженностью, при которых у вас минимальный собственный капитал», - сказал он. «Поэтому, когда у вас есть дешевые деньги на рынке, это облегчает множество транзакций и приводит к завышению стоимости, когда за некоторые компании, которые этого не оправдывали, выплачивались значительно большие суммы.
«Благодаря этому все больше людей имело доступ к кредитам и ликвидности для сделок, что усиливало конкуренцию и стимулировало владельцев и предприятия совершать транзакции, по которым они могли бы продать свои активы с премиальными долларами».
Но по мере того, как Covid наносил ущерб мировой экономике и объемы невыполненных заказов сокращались, авиакомпании, в первую очередь, отменили заказы на новые самолеты и сократили заказы на запасные части, что в период с 2019 по 2020 годы привело к 20-процентному снижению M&A активности. Затем, когда правительства вбросили ликвидность в экономику, чтобы противостоять последствиям Covid, в 2021 году последовал отскок, приведший к короткому периоду бешеной активности.
«Теперь у нас есть побочный продукт Covid: сброс ликвидности в виде инфляции, что приводит к повышению процентных ставок», - объяснил Круц. «И поэтому на некоторые из этих компаний оказывается финансовое давление. Стоимость более дорогого капитала, балансовые отчеты могут быть не такими здоровыми, а также региональные банки, которые имеют дело со многими из этих компаний с малой и средней капитализацией, становятся все более осторожными в отношении риска и ужесточают свое кредитование».
Заглядывая в ближайшее будущее, старший аналитик Bloomberg Intelligence по аэрокосмической отрасли Джордж Фергюсон заявил, что, по его мнению, компании, чья неспособность ускорить производство до уровня, требуемого производителями и поставщиками высшего уровня, станут объектами поглощения. Примером этого стало решение Bombardier укрепить свою цепочку поставок за счет приобретения бизнеса Latécoère по производству систем электропроводки (EWIS) в Керетаро, Мексика. Такие стратегические покупки, вероятно, будут преобладать, добавил он, поскольку производители аэрокосмической продукции стремятся устранить сбои в своих цепочках поставок.
«И я думаю, что когда вы посмотрите на... людей, занимающихся прямыми инвестициями, они будут искать, где в этой отрасли у нас есть несколько поставщиков, поставляющих похожие вещи, которых можно собрать вместе, и превратиться в компанию с большим операционным рычагом и большей экономией за счет масштаба», - сказал Фергюсон.
Согласно отчету KPMG, в то время как прямые инвестиции будут по-прежнему концентрироваться на приобретениях, ориентированных на рост среднего рынка, с использованием «креативного финансирования» из-за жесткой среды кредитования, Производители и поставщики первого уровня будут концентрироваться на нишевых сделках, которые включают взаимодополняющие технологии, и вертикальной интеграции стратегически важных поставщиков.
Фактически, по словам Круца, в то время как производители за последнее десятилетие сократились по размеру, избавившись от того, что они считали непрофильными активами, поставщики первого уровня выросли, и эта тенденция, по его словам, «кардинально изменила» аэрокосмическую и оборонную отрасли.
Ярким примером служит создание RTX, добавил он. Компания RTX, известная как Raytheon Technologies, возникла в результате слияния в 2020 году Raytheon с United Technologies, которая сама приобрела Goodrich в 2012 году, B/E Aerospace в 2017 году и Rockwell Collins в 2018 году. RTX, которая сейчас состоит из Collins Aerospace, Pratt & Whitney и Raytheon, в 2022 году получила выручку в размере $67 млрд по сравнению с $66,6 млрд у Boeing за тот же период, отметил Круц.
Несмотря на то, что Министерство юстиции потребовало продажи активов, связанных с обороной, как Raytheon, так и UTC, в качестве условия одобрения слияния, в то время администрация Трампа отреагировала неоднозначно, выразив обеспокоенность по поводу его потенциального влияния на конкурентную среду. Фергюсон, однако, объяснил, что стратегические инвесторы выигрывают от способности слияний стимулировать денежный поток у испытывающих стресс поставщиков, даже несмотря на то, что некоторые выражают обеспокоенность по поводу повышения цен, которое они могут вызвать.
«Я хочу сказать, что это определенно благоприятно для отрасли здесь и сейчас, после пандемии», - сказал Фергюсон. «Raytheon обеспечивает некоторую стабильность бизнесу, потому что она находятся в хорошей финансовой форме… Это не обходится без затрат, и поэтому производители могут не получить абсолютно лучшую цену на все, что они закупают у Raytheon. Но, на мой взгляд, сейчас стабильность важнее».
RTX, однако, по-прежнему сталкивается с проблемой снижения производительности из-за Pratt & Whitney, чьи хорошо проблемы с надежностью двигателя GTF не исчезли, добавил он. «Collins, дочерняя компания RTX, похоже, работает нормально», – сказал Фергюсон. «Но тормозом был Pratt и продолжает оставаться Pratt».
Последняя проблема связана с тем, что Pratt & Whitney называет редким состоянием металлического порошка, который компания использует для изготовления различных деталей двигателя PW1100G для Airbus A320neo. В результате этих проблем операторам придется демонтировать от 600 до 700 двигателей сверх первоначальных прогнозов по посещаемости техцентров в период с 2023 по 2026 год, что будет стоить $3-3,5 млрд в течение следующих нескольких лет.
Источник: AIN